Запросы молодежи не меняются - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Запросы молодежи не меняются

Запросы молодежи не меняются

Молодежная тематика – одна из самых острых в нашей стране. Юношам и девушкам трудно найти работу даже при наличии дипломов об окончании вузов. Чаще всего они предоставлены сами себе и потому легко становятся добычей различных эмиссаров.

  • 17 Марта 2017
  • 1477
Фото - Caravan.kz

Как решить проблемы молодых – в разговоре “КАРАВАНА” с кандидатом политических наук, сотрудником Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК – Лидера нации Айман ЖУСУПОВОЙ.

– Айман, почему, на ваш взгляд, сегодня эта тема выдвигается на первый план?

– Наверное, потому что она острая. Молодые люди больше, чем другие категории населения, испытывают трудности, но в отличие от старших товарищей могут открыто высказать свое недовольство. В казахстанских реалиях, не найдя себе применения в селах, они ринулись в крупные города в поисках работы и лучшей жизни. Но города оказываются неспособными их принять. Все это в итоге ведет к накоплению критической массы молодежи, которая грозит стать неуправляемой силой.

Поколение Y и поколение Z

– Что отличает молодежь нашей страны?

– Знаете, запросы у молодых людей испокон веков не меняются. Речь идет о том, что трансформируется контекст, где и каким образом эти запросы можно реализовать.

Американские ученые Нейл Хоув и Вильям Штраус выявили, что каждые 20–25 лет появляется новое поколение людей, которых отличают от их предшественников ценности и поведение, берущие начало от условий воспитания в семье, от макроэкономических и политических событий, происшедших с ними до 11–12 лет. Эти ценности влияют на мировоззрение человека, его отношение к работе, потребительское поведение и пр.

– Есть ли какие-то тренды, которые могут характеризовать современных молодых людей?

– Современная молодежь – это те, кто родился после 1988 года. К ним относятся две группы людей, которых ранжировали, отталкиваясь от теории Хоува и Штрауса. Это так называемое поколение Y (“Миллениум”: родившееся в 1983–2000 годах), а также поколение Z (“Альфа”: родившееся с 2000 по 2020 год).

– И чем эти группы отличаются друг от друга?

– На период становления поколения Y пришлись распад СССР, разрушение социальных институтов, привычного строя жизни, смена приоритетов и ценностей. Как следствие, их характеризует высокая мобильность, готовность к риску, способность пойти вразрез с принятыми нормами.

Представители поколения Z взрослеют в период, когда мир стремительно меняется не только в политическом, но и в социальном аспекте. Потому основными их потребностями являются ясность, контроль и предсказуемость.

Роднит и тех и других то, что они взрослеют в период возрастающей значимости цифровых технологий. Для них привычными являются Интернет, мобильные телефоны, другие девайсы и гаджеты. И это влияние не так поверхностно, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, теперь молодежь ищет ответы на волнующие их вопросы не у родителей и взрослых вокруг, а в социальных сетях. Соответственно извечный конфликт между родителями и детьми получает большее звучание, чем для молодежи предшествующих поколений. Теперь не столько родители, сколько дети могут научить чему-то своих родителей. Недаром родителей этих поколений молодежи называют Digital Immigrants.

Во-вторых, эта молодежь более индивидуалистичная, проводит все свободное время не с ровесниками, а в виртуальном пространстве. Это влияет на то, что, с одной стороны, они рано взрослеют, занимаясь самообразованием в Интернете, а с другой – в области практических человеческих взаимоотношений намного уступают своим ровесникам предшествующих поколений, отличаясь повышенным инфантилизмом.

В-третьих, нынешняя молодежь больше ориентирована на создание образа, который одобрят их ровесники в социальных сетях, на соответствие всем веяниям общественного взаимодействия, что означает для нее постоянный повышенный стресс. То есть значительная часть молодежи со временем будет все больше становиться рабами общественного мнения, Интернета и подвергаться манипулятивному воздействию.

Все это – глобальные тренды, отличающие нынешнюю молодежь во всем мире, и мне кажется, все они очень четко проявляются в Казахстане, где молодежь большей частью предоставлена сама себе.

Важна социализация

– И каким вам видится выход из сложившейся ситуации?

– Выход здесь очевиден: важна социализация молодежи, когда она будет чувствовать и понимать, что является важной частью нашего общества. Нельзя не видеть того, что сами молодые люди хотят быть полезными для общества, в котором живут, и для страны в целом. Данный вывод четко прослеживается по многим социологическим исследованиям. Осознание невостребованности, оторванности от “праздника жизни” умело используют те, кто вовлекает молодежь в разные объединения, направленные на деструктивную деятельность. При этом молодые особенно остро, в отличие от представителей других возрастных групп, испытывают потребность в самоутверждении, желание быть признанными, их также объективно отличает лабильность психики, и соответственно они легче попадают под воздействие.

Раньше функцию социализации выполняли комсомол и другие институты. Сейчас практически все пущено на самотек. В прошлом году я принимала участие в подготовке национального доклада по молодежи и ознакомилась с перечнем досуговых мероприятий, реализуемых государством. Они, конечно, по-своему интересны, но ориентированы на узкий круг. И, на мой взгляд, отличаются формальным подходом к поставленной задаче.

– Почему именно досуг, по вашему мнению, способен решить проблему социализации молодежи?

– Как аргумент в пользу необходимости организации и регулирования досуга, как способа социализации молодежи, необходимо отнести тот факт, что молодежь, которая посещает клубы по интересам, занимается в учреждениях дополнительного образования, реже прибегает к агрессивному поведению, чем те, которые нигде не занимаются. Они чаще общаются со сверстниками, больше читают, круг их интересов значительно шире и разнообразнее. В объединениях дополнительного образования у молодежи появляется возможность раскрыть себя, проявить все свои способности. Добиваясь результатов, молодой человек самоактуализируется, он чувствует себя полноценной личностью и ему не нужно прибегать к деструктивным формам поведения, чтобы привлечь внимание окружающих.

– Насколько опасно невнимание?

– “Ничегонеделание” приводит к несформированности самих потребностей в культурном проведении досуга, в его активных видах.

Организация досуга является важной с точки зрения профилактики девиантного поведения молодежи, ее вовлечения в различные маргинальные группы и снижения риска социального отчуждения, противодействия нарастающему экстремизму как форме молодежного нонконформизма. Речь идет о том, чтобы обучать молодых людей основам навыков, которые в дальнейшем они могли бы развивать самостоятельно и реализовываться в профессиональной сфере.

– Айман, то, о чем вы говорите, необходимо, но сегодня у нас рыночные отношения. И многое просто не по карману молодым людям.

– Да, к сожалению, коммерциализация досуга стала одной из проблем. И этот фактор, несомненно, носит объективный характер. Выходом из ситуации могли бы стать поддержка и развитие находящихся в состоянии кризиса учреждений культуры и дополнительного образования в регионах, опора на соответствующие клубы по интересам, дома и дворцы культуры, повышение качества и эффективности работы. При этом очень важно, чтобы направления их деятельности были востребованы и поддержаны со стороны самой молодежи.

P. S. По данным 2016 года, количество молодых людей в возрасте до 29 лет – 4 099 653, из них в городе – 2 321 589 (56,6 процента) и селе – 1 778 064 (43,4 процента), число среди безработных – 103,9 тысячи человек, уровень безработицы – 4,3 процента.