Паломничество от отчаяния за надеждой в Урумчи набирает все большие масштабы буквально с каждым днем. Сотни детишек отправляются на операции в неизвестные китайские клиники, доверяясь только словам посредников. Эти данные не попадают в официальную статистику Минздрава, и проблемы будто бы не существует. На самом деле это огромная угроза не только здоровью детей. Родители порой сами не осознают, что обрекают своих детей на страшный риск. Они доведены до крайней точки отчаяния, их дети с проблемами неврологии не спят ночами, любые изменения погоды вызывают у них страшные судороги и боли. Матери буквально сходят с ума, видя страдания своих детей. Ведь никто здесь, на родине, даже не дает им надежды на выздоровление.
Спасите ребенка!
Смотреть на муки матерей и их детей невозможно без содрогания. В поисках материальной помощи для поездки за рубеж они ходят по редакциям газет, стучатся в офисы банков, крупных фирм. Но проблема не в том, как помочь найти этим людям деньги, проблема глубже – почему они вынуждены ехать за границу? Почему наша медицина открестилась от проблем, оставив их наедине со своим горем? Мама Айнура пришла в редакцию вместе со своей полуторагодовалой дочерью. Малышка извивалась на руках – солнечный свет причиняет ей боль, но мама все-таки взяла ребенка. Чтобы видели ее горе и помогли… Страшное доказательство. Еще – кипа бумаг, снимки головного мозга, выписки экспертов и диагнозы, которые в нашей стране звучат как приговор. Атрофия височных и лобных долей мозга, и длинный список сопутствующих заболеваний…
“Что стало причиной? Почему именно я?” – плачет Айнура. Она носила ребенка под сердцем все девять месяцев без проблем. При родах были небольшие проблемы, но врачи сказали: ребенок здоров, но слаб. Лишь спустя несколько месяцев выяснилось, что малышка тяжело больна. Предположительная причина такого состояния здоровья ребенка, которую официально маме назвали медики, – внутриутробная инфекция.
Другая мама – Сулушаш – проклинает врачей, которые, по ее мнению, превратили ребенка в инвалида. У ее малыша тоже атрофия мозга, она прогрессирует с каждым днем. Женщина в слезах вспоминает, что рожала очень тяжело. Отошли воды, а родовспоможения так и не было, ждала врачей. Когда спохватились, было уже совсем тяжело, ребенка еле спасли… Таких историй сотни.
Подозрительно и страшно
– Я лежала в больнице с ребенком и услышала от мам, что надежда есть. Надо ехать в Китай, в Урумчи, там лечат таких детей, – уверяла мама. – Лечат стволовыми клетками. Прямо в мозг их подсаживают, и он начинает восстанавливаться! Поэтому нам надо срочно найти деньги.
Подобная операция в Поднебесной стоит шесть тысяч долларов. Странно представить, что за такие деньги там совершают сложнейшие операции, аналогов которым нет в мире! Мы не раз бывали в городе Урумчи. Это крупный центр торговли, здесь находятся базары и небольшие клиники для шопников. А тут операции на мозге, да еще с применением стволовых клеток! Это же фантастика с элементами ужасов. Ужас в том, что, как выяснилось, никто не гарантирует результата! Наши граждане едут туда в роли биологического материала для экспериментов! Ведь до сих пор стволовые клетки так и не применяются официально в медицине. Они все еще на стадии лабораторных исследований. Беседуя с женщинами, мы узнали, что они даже не знают, кто врачи, дескать, обещали привезти специалистов из Пекина. Но при этом с людей берут расписку, что они не будут иметь никаких претензий при неудачном результате. Еще нужно стопроцентное перечисление денег: никто не будет спасать детей в долг!
– Требования по деньгам там, конечно, жесткие, – вздыхают мамы. – Вот и ходим, умоляем помочь! А ведь мы уже приглашение получили, нам скоро уезжать!
Кто же приглашает казахстанцев на подобные операции на грани фантастики?
Почему казахстанцы вынуждены ехать за границу? Почему наша медицина открестилась от проблем, оставив их наедине со своим горем?
О последствиях никто не думает
Приглашение, которое оказалось у нас в редакции, переведено на русский язык. Если верить написанному, то оно пришло из госпиталя, располагающегося в СУАР. Диагноз и выводы по лечению врачи сделали на основании снимков, высланных в Китай через фирму-посредника! Когда мы стали обзванивать обычные туристические фирмы, то выяснили, что такие услуги предлагают очень многие! Все это называется медицинским туризмом. При этом люди, которые, по сути, вершат судьбами детей, отправляя их на операции, даже не имеют медицинского образования! Нам показали смету поездки на сложнейшую операцию в Урумчи. Страшно представить такое. Но это реальные факты! До Урумчи мама с тяжелобольным ребенком поедет на автобусе. Мы ездили так: даже здоровый взрослый человек выдерживает многочасовую тряску с большим трудом. После сложнейшей операции малыш будет возвращаться тоже на автобусе. При этом, чтобы сэкономить, он проведет в Урумчи всего несколько дней. Какая тут реабилитация?! Какое наблюдение врачей?! Вкачали стволовые клетки – и домой! При этом с каждого пункта сметы турфирма имеет свой процент. О последствиях же никто не думает.
“Пусть Господь вам гарантии дает”
В одну такую фирму, которая предлагает услуги по организации медицинского туризма, мы дозвонились. Как мы и думали, расспросам на тему, чем вы занимаетесь и несете ли хоть какую-нибудь ответственность, на том конце провода не обрадовались.
– Вы гарантии даете?
– Гарантии только Господь дает… – сообщила женщина, представившаяся заместителем директора.
– Но вы отправляете детей на лечение стволовыми клетками, а официальная медицина этого не признает!
– Это проблемы официальной медицины… Вы кто вообще?
Далее разговор не пошел, на все вопросы дама отвечала, что вот приедет директор и все расскажет, а когда приедет – неизвестно…
При этом о риске вообще ни слова, но врачи и ученые, с которыми мы поговорили, пришли в ужас, узнав о таком “медицинском туризме”.
Это смертельно опасно!
Медики убеждены, что подобные операции – это не что иное, как опасные и запрещенные эксперименты над людьми!
Исполняющая обязанности генерального директора РГП “Институт общей генетики и цитологии” Лейла ДЖАНСУГУРОВА высказалась очень жестко, она считает, что использование стволовых клеток в подобных ситуациях смахивает на мошенничество, цена которого – жизнь детей:
– Это огромный риск, и он, я считаю, не оправдывает результата. Стволовые технологии использовать во внутренних органах и тем более в мозге – опасно. Стволовые клетки имеют канцерогенные свойства, они могут образовывать опухоли! Клетки могут неправильно воспринять сигналы, они будут делиться, но какими они станут – неизвестно. Мы говорим в таком случае, что клетки начинают сходить с ума. При этом они так быстро делятся и метастазируют, что достаточно двух месяцев, чтобы пришел страшный результат…
В Институте молекулярной биологии и биохимии заведующий лабораторией Николай БЕЛЯЕВ высказался категорически против таких экспериментов:
– Стволовыми клетками сегодня называют что угодно. В частности, фетальные клетки, получаемые из абортируемого плода. Именно такие клетки часто используют недобросовестные медики для лечения самых разнообразных тяжелых недугов. И неизвестно, какими клетками лечат в Китае. Однозначно, это не истинные стволовые клетки, так как получение их – очень дорогая технология. А в данном случае речь идет о процедурах, которые стоят всего шесть тысяч долларов. Применение фетальных стволовых клеток находится на стадии изучения. Во многих странах проведение исследований на людях запрещено. В частности, и в Казахстане, и в России. Клетки, которые подсаживают в мозг, могут быть просто инфицированы, ведь они берутся из плода. Про эксперименты на головном мозге вообще речи не должно быть. Китайская наука не шагнула вперед всего мира в этом плане. Поэтому это огромный риск!
Минздрав проблемы не видит?
Есть официальная статистика Минздрава. Согласно ей, болезнями нервной системы на 100 000 детей страдают 3426 человек. На учете по инвалидности в республике состоят 44 434 ребенка, из них 5770 детей до трехлетнего возраста. Глядя на эти данные, можно представить, какие масштабы паломничества к неизвестным врачам в Урумчи могут быть. Все эти люди не находят возможности вылечить детей в Казахстане. Все, что предлагает им наша медицина, – восстановительное лечение и реабилитация, а это при подобных патологиях сложный и длительный процесс.
Стволовые клетки в представлении мам – это как палочка-выручалочка. Волшебство. В официальном ответе Минздрава нам сообщили: “На сегодняшний день вопрос применения стволовых клеток при лечении больных недостаточно изучен и находится на стадии экспериментов ввиду отсутствия доказательной базы”. Мы отправили им истории болезни малышей, чьи мамы обратились к нам. И официальная медицина вынесла заключение, что лечение стволовыми клетками не показано.
Но возникают два вопроса. Если в Китае действительно спасают наших детей, чего не может сделать отечественная медицина, то почему бы официально не признать это? Тогда ребром встанет вопрос о выделении квот на лечение. На днях Премьер-министр Карим МАСИМОВ утвердил перечень заболеваний, при которых выделяется квота на лечение за рубежом. Направление “на лечение в зарубежные медицинские организации осуществляется при заболеваниях, требующих высокотехнологичных методов лечения, не применяемых в Республике Казахстан”. Если в Китае действительно спасают наших детей – это выяснить должны специалисты Минздрава, – то почему мы бездействуем?
И второй страшный вопрос, от которого становится не по себе. Если в мире не лечат неврологические заболевания стволовыми клетками, если над нашими детьми действительно ставят жуткие эксперименты в Китае, то почему Мин-здрав не бьет тревогу? Необходимо провести расследование, куда
увозят детей и что с ними делают!
Но, похоже, никто не хочет брать на себя ответственность.
Наш вопрос министру здравоохранения РК Салидат КАИРБЕКОВОЙ: Вы знаете проблемы этих детей не по отчетам. Просим разобраться в сложившейся вопиющей ситуации. Почему наши дети вынуждены рисковать жизнью, отправляясь за сомнительной помощью в Китай?
Александра МЫСКИНА