В данный момент в разработке находится законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений", который будет предусматривать запрет на ношение в общественных местах одежды, препятствующих распознаванию лица, а это значит, что под запрет попадают никаб и паранджа. Также в законопроекте прописан пункт о защите прав атеистов. Корреспондент медиа-портала Caravan.kz пообщался с казахстанским религиоведом, доктором философских наук, профессором Артуром АРТЕМЬЕВЫМ, дабы разобраться в надобности данных поправок.
— В Казахстане не так уж и часто можно встретить человека в никабе или парандже. Неужели проблема стоит так остро, что эти одеяния стоит запрещать?
— Я считаю, что запрещать ничего не надо, тем более, когда это касается личных вкусов того или иного человека или его желания особо себя выделить, особенно, если это не вызывает у общественности негативного отношения.
В данном случае, конечно, ни никаб, ни паранджа никак не ассоциируются с казахстанскими традициями. Всё это привнесено из арабских стран. Мы пока ещё не являемся арабской страной и надеюсь, что никогда ею не будем и сохраним свою суверенность, свои национальные и духовные традиции. Поэтому надо просто разъяснять людям, что это не соответствует нашим традициям.
Но в то же время если человек приехал из какой-то арабской страны и это соответствует его традициям, то какое мы имеем моральное право срывать с него эти одеяния? В Казахстане мусульманки никогда не носили хиджаб и паранджу — религиовед
Поэтому, я думаю, что законодательно такие вещи не делаются. В этом отношении очень прав наш Президент, когда он говорит о том, что это не соответствует нашей традиции и надо разъяснять эти наши традиции.
— Не кажется ли вам, что после такого запрета экстремистов будет намного сложнее идентифицировать и они будут сливаться с обычными гражданами?
— Я не думаю, что люди, носящие паранджу, обязательно должны быть экстремистами. Нельзя подходить так к вопросу. Экстремизм — это совершенно другое. Как например во Франции, французы мусульманского происхождения ходят в обычной повседневной одежде, при галстуках, но при этом он может исповедовать радикальный ислам. Поэтому в борьбе с экстремизмом это ни в коей мере не может быть использовано.
— Не думаете ли вы, что подобный запрет может попросту задеть миролюбивых мусульман и кроме этого не изменить ничего?
— Это вызовет колоссально негативное отношение не только среди мусульман, проживающих у нас, но также и проживающих на Востоке и на Западе, зачем нам это? А мы все-таки себя позиционируем себя страной, которая хочет дружить и с Западом и с Востоком.
— Будет ли от этого запрета реальная польза?
— Наши люди очень слабо подкованы в религиозном плане. Нам действительно надо серьезно заняться религиоведческим воспитанием среди всего населения. После этого многие вопросы отпадут сами собой.
— В данном законопроекте отмечен пункт о «защите прав атеистов». В некоторых странах такого понятия как «права атеистов» вообще нет, с чем связано то, что у нас подобный пункт все-таки появится?
— В первую очередь это связано с тем, что понятие «атеизм» стало чуть ли не ругательным словом. К тому же я сам являюсь убежденным атеистом, посему мне это знакомо. Самое страшное – это фанатизм
— Действительно ли в Казахстане имеет место ущемление прав атеистов? Нуждаются ли они в защите?
— Лично я, как атеист, не нуждаюсь в чьей-то защите. Если кто-то нуждается, то пусть открыто выскажутся об этом. Лично меня никто не притесняет. Я свободно высказываю свою точку зрения, с которой часто очень не соглашаются, но это моя точка зрения. Конечно, бывают ответные высказывания от невежественных людей, но я выше этого. Поэтому я не совсем понимаю зачем меня защищать и от кого меня защищать.
Но есть идея о том, чтобы создать общество атеистов, дабы мы могли свободно обсуждать и решать какие-либо проблемы самостоятельно.
— Не думаете, что если есть защита прав атеистов, то по такому же принципу стоит вводить и закон о защите прав верующих?
— Обязательно надо вводить защиту прав верующих, потому что нападки на верующих с самых разных сторон случаются постоянно. Совершенно немыслимые судебные процессы происходят, которые потом выливаются в международные скандалы. Нужен обязательно закон о защите прав верующих. И защиту прав верующих стоит вменить Министерству по делам религии и гражданского общества, вот тогда это будет правильно.