Заповедные дали - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+25 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Заповедные дали

Заповедные дали

Всем нам, живущим в условиях мегаполиса, не хватает природы.

  • 28 Мая 2004
  • 1615
Фото - Caravan.kz

Конечно, Алматы с его зеленой шапкой многочисленных деревьев, с его аллеями и парками по-прежнему остается одним из самых красивых и зеленых городов не только страны, но и всего постсоветского пространства.
Однако в городе природа все-таки уже адаптирована, «приручена» человеком, она вынуждена играть по правилам, которые устанавливает человеческое общество. И зачастую не выдерживает этого напора цивилизации.
Те, кому сегодня за сорок лет, могут вспомнить, что в годы их детства в городе еще селились ласточки, черные дрозды, скворцы… Но ухудшающаяся экологическая обстановка, воздух, наполненный выхлопными газами автомобилей, постоянно растущий городской шум давно прогнали этих доверчивых птиц из города.
Что остается измученному урбанистическими стрессами человеку? Рюкзак на плечи — и за город, к незамутненным природным источникам, которые еще остались в Казахстане. Это — заповедники и природные национальные парки.
Кстати, именно на территориях Алматинской области, примыкающих к южной столице, расположены сразу несколько таких особых мест.
Это Алматинский государственный природный заповедник, Государственный национальный природный парк «Алтын-Эмель», Алакольский государственный природный заповедник, Иле-Алатауский государственный национальный природный парк. Они вместе занимают самую большую площадь среди охраняемых территорий в Казахстане — более 830 тыс. кв. километров, что сравнимо с территорией небольшой страны. А вообще в Казахстане на сегодняшний день существует 25 охраняемых природных территорий. В их число входят 10 национальных природных парков и 9 заповедников. Они занимают площадь в 2979 кв. километров. Леса составляют 23% этой площади, озера, реки и другие водоемы — 11%. Все они находятся в государственной собственности и финансируются из бюджета.
Один из них, Иле-Алатауский природный парк расположен совсем рядом с Алматы, охватывая территорию от речек Чемолган и Тургень и северные склоны гор Заилийского Алатау. Он как бы окружает город с двух сторон, протянувшись с запада к востоку на 120 км., а с севера на юг на 30 км. Хоть это не самый большой в стране природный парк, он поистине уникален по своим природно- климатическим особенностям. Войдя в него, можно за день-два пройти несколько климатических зон — от веющих холодом горных ледников до выжженной солнцем полупустыни. Этот парк — чемпион среди заповедников страны по количеству редких видов животных и птиц, уникальных растений-эндемиков, которые почти нигде больше не встречаются.
На территории парка обитают более 1500 видов беспозвоночных, более 200 видов позвоночных животных, 148 видов птиц, 47 видов млекопитающих. Из них 13 видов птиц и 8 видов млекопитающих занесены в Красную книгу. Среди них и такая птица как беркут, популяция которого, к радости зоологов, в этом национальном парке за последние годы увеличилась.
В парке также произрастает около 1300 видов растений, среди которых встречаются редчайшие виды цветов и кустарников. Некоторые казахстанские ботаники считают, что именно из этих мест горный дикий тюльпан в средние века попал в Западную Европу, составив через века гордость голландского цветоводства. 41 вид растений также занесены в Красную книгу.
Но Иле-Алатауский природный парк — это не только место сохранения и изучения уникальных природных сообществ и ландшафтов. Сохранение этой природной красоты требует деятельного участия человека, и поэтому парк стал и солидным хозяйственным объектом. Хозяйствование в нем, правда, отличается от обычного, оно направлено прежде всего не на извлечение прибыли, а на обеспечение жизнедеятельности парка, развитие и благоустройство его территорий и коммуникаций, на научные цели. Бюджетное финансирование, к сожалению, недостаточно, а задач, которые необходимо выполнять работникам парка, множество. Например, необходимо регулярно обновлять и рекультивировать хвойные леса и заросли дикоросов, покрывающих склоны Заилийского Алатау. Кто был весной, в пору цветения в этих местах, тот никогда не сможет забыть этого потрясающего зрелища: вверху, сразу за кромкой снегов высятся голубые ели, а еще ниже, на солнечных склонах гор — яростное кипение диких яблонь, абрикосов, слив, шиповника и множества других растений! Бело-розовый ковер покрывает все склоны, окружая путешественника непередаваемыми ароматами цветов и гулом собирающих нектар пчел…
Для того, чтобы сберечь эту красоту, в парке созданы четыре лесопитомника, где выращиваются именно эти, адаптированные к местным условиям саженцы дикоросов и хвойных деревьев. Каждый год работники парка высаживают сотни тысячи новых молодых елочек и других растений, преимущественно — диких яблонь и абрикосов.
Следует отметить, что выращивание елок стало еще одним источником денежных поступлений в казну парка.
В пору зимних праздников, Рождества и Нового года Иле -Алатауский природный парк отправляет на рынки Алматы несколько тысяч молодых стройных елочек. Однако здесь конкуренция достаточно велика, поскольку в южную столицу к праздникам завозится много елок из других регионов. Но все-таки это неплохая добавка к бюджету парка.
По-прежнему существует проблема и с браконьерством. Немало еще находится желающих подстрелить в парке лисицу, кеклика или горного тека. Последнего, правда, не так легко достать, он обитает на очень крутых склонах, в преддверье ледников, и очень осторожен. Добраться до этих мест не только на машине, но даже и пешком, без знания местных троп и проводника, почти невозможно. Однако браконьеры не унимаются — в прошлом году они все-таки умудрились подстрелить двух горных козлов. Несмотря на самоотверженную работу лесников и егерей в прошлом году было зарегистрировано почти 70 случаев браконьерства. И ловят их, и штрафуют, и ружья у них конфискуют, а они по-прежнему не унимаются. Огромный мегаполис рядом с парком — тут и по законам статистики обязательно должно оказаться достаточное число людей, которые считают, что законы писаны не для них.
Решение этой проблемы работники парка видят в предельном ужесточении репрессий за убийство животных в парке. Ведь смогли же в Китае назначить наказание в пятнадцать лет тюрьмы за убийство дальневосточного тигра! Почему бы и нам не сделать так же? Ведь убивает-то браконьер редкого зверя, который вообще может исчезнуть, как вид, не ради еды, а по причине дурацкого тщеславия. Ну и незачем этому потакать, поскольку сегодняшние штрафы для браконьеров — что слону дробина.
Другой путь — увеличение числа егерей, охранников. Они сегодня просто физически не имеют возможности хорошо проконтролировать все заповедные места и уголки огромной территории. Для егерей нужно оборудование, обязательно — лошади, обученные собаки… Но парк, как и другие подобные заведения, жестко ограничен рамками бюджета и списками численности работников. Как государственному предприятию, ему ставятся многочисленные ограничения в хозяйственной деятельности. Чтобы получить еще одну штатную единицу, нужно обойти немало бюрократических инстанций и доказать, что она тебе жизненно необходима. Хотя нагрузка на одного егеря или лесника в парках сегодня значительно превышает все нормы.
Важнейший вопрос, которым озабочены все национальные парки и заповедники сегодня — это как заработать себе на жизнь и развитие. Особого «велосипеда» здесь искать не надо: в их распоряжении мировой опыт. А он показывает, что единственным реальным выходом является туризм.
Во всем мире национальные парки очень хорошо зарабатывают на туристах, приносящих в их казну огромные суммы. Национальные парки США, с их развитой инфраструктурой туристических услуг, например, зарабатывают в год до 400 млн. долларов.
И это — без нанесения ущерба природе — туристические маршруты в национальных парках четко определены и жестко контролируются, каждая туристическая группа обязана унести с собой весь мусор, вплоть до последней спички.
У нас же такая туристическая сеть только начинает развиваться. А что до мусора — то здесь наши дикие туристы ведут себя просто как варвары. Они уже загадили Большое Алматинское ущелье, из которого работники парка еженедельно вынуждены собирать и вывозить до 2 тонн мусора.
Казахстан, а особенно его охраняемые территории, имеют уникальные природные объекты, которые могли бы стать настоящей Меккой для международного и, что еще более важно — внутреннего туризма. Ведь почему сотни тысяч казахстанцев рвутся каждый год в Анталью, Испанию, Египет? Потому что они даже не знают, какая красота у них под боком.
Индустрия туристического сервиса, в том числе и туристической информации, сегодня находится в зачаточном состоянии. Казахстанские бизнесмены не спешат вкладывать деньги в эту сферу, опасаясь, что не смогут быстро вернуть их, а парки и заповедники самостоятельно такие расходы, конечно, не поднимут.
Привлечь иностранцев в эту сферу — тоже вопрос непростой. Иностранный инвестор, скорее всего, будет озабочен только прибылью, а природные парки созданы прежде всего для целей сохранения и рекреации природных объектов.
Думается, выход может быть в активизации роли государства в этом вопросе. Разумные и привлекательные налоговые льготы для инвесторов — казахстанцев, может быть — создание единого управляющего органа, курирующего туристическую индустрию во всех заповедниках, развитие экологического туризма (им сегодня занимаются миллионы людей во всем мире) — все это могло бы сдвинуть дело с «мертвой точки». Да и само количество национальных парков у нас невелико — они составляют всего около 1% территории Казахстана. В России этот показатель около 5%, а вообще в развитых государствах он составляет от 6 до 10% территории.
Так что есть еще над чем работать и правительству, и специалистам, чтобы заповедные дали стали ближе к людям.