– По оценкам экспертов, в Аксу-Жабаглы обитают 90 медведей, это предел для такой территории, – рассказывает биолог и краевед Светлана БАСКАКОВА. – Около одной пятой всех площадей занимают арчевые леса. Основная же часть – это горы, скалы, реки, ледники и снежники. Это также место обитания шестисот особей горных козлов, тридцати архаров. Здесь живут волки, лисы, барсуки, маралы, косули, зайцы, дикобразы и даже три семейства снежных барсов.
Но сейчас в заповеднике беда – уволились сразу 11 сотрудников: три гида, один лаборант, один научный сотрудник, хозработники и водители. Уходят люди из-за низкой зарплаты и бытовой неустроенности. Потому что прожить на 30–40 тысяч тенге в месяц даже одному трудно, а у всех семьи, дети. И это сказывается на обслуживании туристов, которых без гида в заповедник не пускают К слову, хороший, знающий гид – это едва ли не половина успеха в туризме! Ну неужели наши чиновники не могут исправить такое положение дел? Или заповедник никому не нужен?
– Кордон заповедника находится на высоте 1400 метров, – продолжает биолог. – К сожалению, сейчас получилось так, что особо охраняемые территории вокруг него отданы в частные руки, и к кордону уже трудно подойти. Кроме того, там нет воды. От источников он отрезан частными землями, а рыть каналы по своей территории новые владельцы не дают. Потому воду для бытовых нужд работники кордона таскают в баклажках с речки.
– Раньше наши ученые до 14 тысяч особей черногрудого воробья умудрялись здесь неподалеку за день окольцовывать, – дополняет биолог Евгений БЕЛОУСОВ. – Где теперь эти птицы? Куда подевались деревенские ласточки? Природа меняется, но наблюдать за ее изменениями некому. В заповеднике не хватает научных кадров. А ведь Казахстан интересен туристам именно своей природой. По востребованности экологических туров мы стоим в одном ряду с Чили, Аргентиной, Борнео, Марокко, Андалусией. Потому бросать работу в заповеднике никак нельзя! Ведь это престиж государства!