«Вы, друзья, давайте платить налоги вообще-то. Вам все сделали за эти годы, чтобы помочь на ноги встать», — сказал он. При этом Назарбаев отметил, что уровень налоговой нагрузки в Казахстане является одним из самых низких.
«Мы настолько снизили налоговую нагрузку, что, я считаю, мы вообще забежали вперед и сделали кое-что и по КПН (корпоративный подоходный налог), и по остальным налогам», — пояснил он. Президент акцентировал внимание предпринимателей на преимущества по подоходному налогу. «И для бедных, и для богатых подоходный налог 10%, нигде в мире такого нет», — добавил Назарбаев.
Президент Казахстана не кривил душой, заявляя, что налоги в нашей стране одни из самых низких в мире. Так оно и есть. По всем налоговым отчислениям казахстанские бизнесмены платят меньше, чем их российские коллеги. Сравнивать налогообложение в Казахстане и Узбекистане вообще нельзя — узбекские власти используют налоговый режим как универсальный инструмент контроля над бизнесом. В Казахстане ситуация совсем иная — налоги в полтора-два раза ниже, и развиваться, даже выплачивая все налоги, можно спокойно. Единственная страна, где налоги ниже, Кыргызстан. Но там и рынок поменьше, и нет нефтянки, где генерируются большие деньги.
Бизнес избалован
Конечно, в бизнес-сообществе мнений ровно столько, сколько и самих бизнесменов. Причем, большинство не устраивает обозначенный тренд. Они привыкли к тому, что налоги снижаются, и из года в год их маржа растет, а в сумме налоги снова снижаются.
Эта нескончаемая тенденция на снижение вконец избаловала казахстанских бизнесменов. Такую психологическую установку можно объяснить очень просто. К примеру, тем, что человек никогда не станет счастливым, даже заработав миллион. Ему хочется два, десять, двадцать и бесконечное число миллионов. Что нормально. С этим необходимо свыкнуться. Единственное, что может в такой ситуации сделать государство, дать стимулы к тому, чтобы миллионер делился своими барышами — будь то спорт, поддержка образования или благотворительность. Везде и всюду бизнесмен должен видеть выгоду. Она может быть материальной (льготы и преференции) и нематериальной (имидж, политический капитал).
Но бизнесмены озабочены чистоганом: зарабатыванием денег, переводом их за границу с тем, чтобы до них не добрались фискальные органы. Сведение счетов, рейдерство — это тоже практика, широко применяемая в Казахстане и требующая какой-то профилактики.
Сегодня казахстанский бизнес ждет дальнейшего снижения налогов, чтобы зафиксировать маржу. Но ее просто нет.
Кризис достал
Маржа махнула ручкой тогда, когда на казахстанском рынке появился кризис. Докризисный период был настолько же сладким, насколько горьким оказался кризис. Легкость банковского кредитования позволила многим из бизнесменов быстро развиваться, наращивать обороты и фиксировать сверхприбыль. В том, что это сверхприбыль, никто не сомневается. Просто использовали они ее по-разному.
Часть казахстанских бизнесменов тратила ее на так называемые «понты»: покупку элитной недвижимости в Казахстане и за ее пределами, дорогих безделушек в виде дорогих автомобилей, яхт, обедов в Европе и завтраков в Японии. Это можно также объяснить стремлением человека хорошо жить и ни в чем себе не отказывать.
Все признаки шикарной жизни резко обесценились в связи с кризисом. Оборотные средства, как и до кризиса, бизнес черпал в банке. Но их там вдруг не оказалось.
Государство заявило о мощной программе поддержки бизнеса. С этого все и началось. Бизнес вдруг понял, что единственным источником, который позволит ему жить как до кризиса, является государство. И, естественно, стал делать все для того, чтобы «отдоить» государственную мошну. А ее можно опустошать не только на энное количество американских долларов, но и вытребовать снижение налогов, что, по сути, и есть увеличение нормы прибыли.
Так и повелось. Бизнесмены стали плакаться, а регулярные финансовые отчеты превратились во фронтовые сводки: завтра обанкрочусь, послезавтра не смогу заплатить по счетам, через неделю не обслужу выпущенные мною же облигации.
Так, в принципе, произошло с АО «Досжан темир жолы», которое еще в прошлом году являлось концессионером по строительству и эксплуатации железной дороги «Шар — Усть-Каменогорск». Инфраструктурные облигации, дефолт по которым компания допустила, были выкуплены АО «Казахстан темир жолы» и Инвестиционным фондом Казахстана. Последние деньги на выкуп получили из государственного бюджета.
Такого рода прецеденты провоцируют другие дефолты, с одной стороны, и требования о снижении налоговой нагрузки (государство крепкое, и ресурсов у него больше, чем необходимо). Именно требования, а не просьбы.
Субсидировать проценты, а не снижать налоги
Часть бизнесменов тратила сверхприбыли на модернизацию производства и расширение бизнеса. Судя по инфраструктуре казахстанского бизнеса, таких было абсолютное меньшинство.
Им государство должно помочь в первую очередь. Чтобы оживить казахстанскую экономику, необходимо запустить банковское кредитование. Государство все сделало правильно, поддержав финансовую систему, и насытив ее ликвидностью. Банки не только выжили, но, судя по последним данным, постепенно уходят от практики внешнего фондирования, пытаясь привлечь ликвидность внутри Казахстана.
Как только кризис закончится, государство выйдет из банковских активов (переговоры со Сбербанком России по покупке ею «БТА Банка» тому свидетельство) и на место чиновников вновь придет более эффективный частный сектор.
Оживление бизнеса должно начаться не со снижения налоговой нагрузки (социальную сферу тоже надо финансировать), а с банковского кредитования. Чтобы помочь бизнесу, государство должно пойти на субсидирование процентных ставок по проблемным и новым кредитам. Причем, субсидирование не должно носить безвозвратного характера. Как только бизнес восстановит прежние объемы консолидации прибыли и прежние темпы роста, он должен будет вернуть субсидии с процентами.
Разбор по старым кредитам
На том же заседании совета предпринимателей при президенте казахстанский премьер Карим Масимов заявил о том, что правительство предлагает в рамках госпрограммы «Дорожная карта бизнеса 2020» субсидировать процентную ставку по проблемным кредитам для субъектов малого и среднего бизнеса.
Правительство предлагает следующий вариант: по отобранным проектам банки должны будут снизить ставку вознаграждения до 12 процентов. Из них — эффективная ставка вознаграждения для предпринимателя будет 7 процентов, остальные 5 процентов — субсидирование.
«При этом предприниматель, во-первых, должен соответствовать приоритетам индустриально-инновационного развития страны, во-вторых, добровольно раскрыть информацию по имеющимся кредитам», — сказал Масимов, подчеркнув, что «в самом предприятии мы должны иметь прозрачную структуру собственников».
Кроме того, по его словам, предприниматель должен иметь согласованную с кредиторами программу финансового оздоровления на 2-3 года. «В-четвертых, риск в этом случае берут на себя банки и эта программа — она добровольная», — продолжил премьер.
При этом он сообщил, что подать заявку на субсидирование предприниматели могут только в течение 2010 года, а общие сроки субсидирования ограничиваются тремя годами.
Продолжение следует