Запасайтесь свечками! - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-1 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Запасайтесь свечками!

Запасайтесь свечками!

На последнем совещании по вопросам энергетики поручения Премьер-­министра Карима Масимова прозвучали, как боевой приказ: “Дальше отступать нельзя!”. Если сам глава правительства публично произносит такие слова и так оценивает ситуацию, то первое, что приходит в голову: пора уже сейчас запасаться свечками?

  • 8 Августа 2008
  • 1242
Фото - Caravan.kz

Отключайтесь сами, пока вас не отключили

Тревожный приказ Премьера прозвучал на исходе знойного лета. Но он сразу напомнил холодную зиму 2008-­го и навел на мысль, что, когда нагрянут холода, нам теплее и светлее не будет.

Напомним, что хроника предыдущего зимнего сезона выглядит как энергетическая чрезвычайная ситуация. Энергетики, если и не проиграли вчистую зимней погоде, то как минимум отступили почти по всем направлениям.

В начале года энергетические компании Южно­Казахстанской области быстро дали понять народным массам, что тем стоит запасаться свечами и керосинками – в области грядут веерные отключения, дефицит электроэнергии составляет 70 мегаватт (МВт). Жителям Кызылординской области тоже пришлось вспомнить недоброй памяти 90­е годы. Из­за дефицита электроэнергии в 20 МВт регион тоже сел на “голодный паек”.

В Алматы прошлой зимой власти расписались в том, что город находится в предкритической ситуации – южная столица испытывала недостаток газового топлива (его разбирали потребители соседнего Кыргызстана и более южных областей Казахстана, которым тоже было холодно). А “Алматыэнергосбыт” предупредил о возможности отключений электричества, дав при этом гражданам “дельный” совет “отключать все неиспользуемые бытовые и осветительные электроприборы, особенно в часы вечерней максимальной нагрузки”. Мол, отключайте сами, пока мы вас не отключили!

За все опять ответит стрелочник?

А что ждет страну предстоящей зимой? С одной стороны, Министерство энергетики и минеральных ресурсов отрапортовало правительству, что в бункерах и в цистернах родины запасено больше угля и мазута, чем в прошлом году. При этом, по словам вице­министра энергетики Дуйсенбая Турганова, республика столкнется с дефицитом электроэнергии. Причем взять дополнительно ее будет неоткуда. То есть получается, что без свечек и керосинок снова не обойтись?!

Между тем соседний Кыргызстан уже столкнулся с тяжелым энергетическим кризисом – отключения света начались даже в столице страны. Власти планируют перевести часть домов на отопление углем и закрыть зимой некоторые школы (!) из­за невозможности подавать в них тепло.

Для южных областей Казахстана это очень неутешительная новость – соседняя республика может возобновить практику “несанкционированного” отбора газа, предназначенного для нашей страны. А для выработки электричества кыргызстанские ГЭС начнут сверхплановый сброс воды из Токтогульского водохранилища, что отзовется очередным наводнением следующей весной на юге Казахстана.

В преддверии таких перспектив Премьер­министр пообещал, что чиновники, которые не смогут обеспечить отопление социально значимых объектов, поплатятся должностью.

– Если по объектам образования или здравоохранения на территории какого­то района возникнут нерешаемые проблемы, в частности, если замерзнут школы, детсады, больницы или другие социальные объекты, то я поручаю акимам областей сразу снимать акима района с работы, – заявил Карим Масимов.

Слова, конечно, боевые! Но как­то они уж очень напоминают военное положение с его “шаг вправо, шаг влево – расстрел”. Тут уж действительно не остается никаких сомнений в том, как плачевны в Казахстане дела с энергетикой. В то же время непонятно, чего ждет Премьер от замены одного районного акима другим. Ведь проблема энергодефицита давно вышла за рамки районного масштаба.

По плечу ли правительству задача?

К сожалению, проблема казахстанской энергетики не в отдельных руководителях на местах. Даже поголовное увольнение акимов не заменит средств, которые нужны на ремонт электрических и тепловых сетей, строительство новых теплоэлектростанций, повышение зарплаты энергетикам.

Износ фондов в энергетике достиг 60–65 процентов. Но даже если правительство страны и частные инвесторы изыщут необходимые средства (огромные – бюджет программы развития отрасли до 2015 года предусматривает траты, практически равные всему бюджету Казахстана на этот год!), то энергетики столкнутся с рядом проблем.

В частности, согласно информации научно­исследовательского института КазНИПИэнергопром, реконструировать уже имеющиеся теплоэлектроцентрали будет сложно хотя бы из­за того, что их строили по принципу экономии места. В целом ряде случаев замена оборудования практически невозможна. Кроме того, заводы­производители энергетического оборудования во всем мире сейчас и без того перегружены заказами. Следовательно, энергетические компании Казахстана даже при желании и наличии денег не смогут обновить производственные фонды в ближайшие сроки. По всей республике до 2012 года (включительно) надлежит реконструировать по экологическим требованиям технического регламента 50 крупных котлов производительностью по 420 тонн в час и более.

– Это не просто большая, это вообще мегасложная задача, – отмечает главный специалист КазНИПИэнергопрома Игорь Кудряшов. – Ведь каждый котел – это небольшой завод по производству пара высоких параметров. Его установка, настройка аппаратуры и эксплуатация требуют работы многих квалифицированных специалистов.

Самой же главной бедой энергетики, считают специалисты КазНИПИэнергопрома, стала организационная проблема – огромное коммунальное хозяйство страны поделено между местными департаментами энергетики, которые никак не могут проводить единую техническую и экономическую политику.

– Это не так заметно в мегаполисах, где исполнительная власть или энергетические компании распоряжаются серьезными средствами и могут хотя бы поддерживать работоспособность систем, – говорит Игорь Кудряшов. – В небольших городах акимат не имеет достаточных финансовых и организационных средств, чтобы поддерживать в порядке сложное энергетическое хозяйство. Системы ветшают, их восстановление требует все больших и больших затрат. “Энергетическая” ноша для власти на местах становится все более неподъемной…

Например, город Жезказган, по словам Игоря Кудряшова, ближайшую зиму проживет в холодных квартирах:

– В Жезказгане по итогам прошлого отопительного сезона дефицит располагаемой тепловой мощности составил около сорока процентов.

Причины, по которой местные власти все никак не соберутся построить новую ТЭЦ, Игорь Кудряшов не знает. Но, по информации одного из членов Казахстанской энергетической ассоциации, модернизация теплоэлектроцентрали невыгодна корпорации “Казахмыс”, которая является собственником ТЭЦ.

Частной компании невыгодны социальные проекты, и она отказывается ими заниматься. Но почему этой проблемой активно не занимается правительство? Ему это тоже невыгодно?

Где найти такого инвестора, чтоб ждал отдачи 30 лет?

К слову, уже упомянутая корпорация купила у американской энергетической компании AES Экибастузскую ГРЭС­1. AES после сделки получила 1,1 миллиарда долларов США и возможность дополнительной компенсации в сумме до 381 миллиона долларов. Притом что, по собственной информации компании, она инвестировала в модернизацию ГРЭС только 200 миллионов.

Еще один проект ждет своего инвестора – в начале года председатель правления АО “Госхолдинг “Самрук” Канат Бозумбаев сообщил о том, что цена возведения Балхашской теплоэлектростанции – 2,5 миллиарда долларов. И предложил поделить расходы на возведение ТЭС “пятьдесят на пятьдесят” – между государством и частным инвестором, добавив, что срок окупаемости проекта составит 28 лет! Жаль, что Канат Бозумбаев не указал того инвестора­филантропа, который готов вложить в экономику Казахстана больше миллиарда долларов и ждать отдачи 30 лет.

Интересно, почему до этого ни один частный инвестор (а равно и государство) не построил в Казахстане ни одной теплоэлектростанции меньших размеров, деньги за которую “отбились” бы гораздо быстрее?

Тем временем в официальном пресс­релизе компании АПК, работающей в Алматы, сообщается, что “ремонтный фонд, предусмотренный в тарифной смете, не охватывает весь перечень необходимых мероприятий по модернизации и реконструкции основных средств”, а “накопленный дефицит собственного капитала компаний и растущая потребность в средствах на ремонтно­восстановительные работы указывают на необходимость и целесообразность привлечения инвестиций”. Если средств не хватает у крупной компании, обслуживающей самый большой город страны, то откуда их изыщут энергетики небольших городов?

В этом году за проблемы страны в энергетической отрасли будут отвечать акимы районов (которые в минимальной степени отвечают за энергетическую политику страны). А если тепла этой зимой все­таки не будет, то кто кого назначит виновным на следующий год? Акимов областей? А если и это не исправит ситуацию, то и до министров доберутся? А тепло и свет от этого будут вырабатываться в нужных количествах?

Филипп ПРОКУДИН