Последние пять лет в Южно-Казахстанской области ежегодно выделяются миллионы на строительство и ремонт автомобильных дорог.
Только в прошлом году на дорожно-ремонтные работы в Шымкенте выделено около 400 миллионов тенге.
В целом по ЮКО, из областного бюджета на строительство сельских и районных дорог направлено почти 800 млн. тенге.
Из республиканской казны, на ремонт и эксплуатацию дорог республиканского значения в этом году ЮКО получит около 700 млн. тенге. И с каждым годом эта финансовая отчетность имеет явную тенденцию к возрастанию.
Однако даже проезжая по только что отремонтированным улицам областного центра, создается полная уверенность, что рука строителя не касалась дорожного полотна как минимум лет десять.
В чем причина того, что следы капитального ремонта на наших дорогах становятся не заметно уже через месяц-другой после завершения ремонта? Длинная цепочка ответлиц из различных госструктур, так или иначе связанных с контролем за состоянием и эксплуатацией автомобильных дорог, уверенно рапортует о масштабах собственной проделанной работы, а стоит зайти речи о недостатках, как кивают на соседей.
Вот типичная схема подобного разговора — в областном департаменте транспорта и автомобильных дорог бодро отмечают, что финансирование дорожно-строительных работ с каждым годом растет, и всегда средства расходуются в полном объеме.
На замечание о том, что даже после капремонта городские дороги все равно изрыты ямами и колдобинами, тут же новый доклад — выдано столько то предписаний о недоделках подрядным стройорганизациям, занимавшимся строительством и ремонтом. Все указанные в предписаниях требования выполнены адресатами в срок.
— Но ведь дороги все равно в ямах? — стремимся мы вернуть госчиновника от бумажных дел на грешную землю.
— Это конечно, ведь даже выделяемые миллионы в сущности копейки по сравнению с реально необходимыми на капремонт средствами, — печально «признается» чиновник.
Стремимся еще более конкретизировать разговор. Допустим, на весь проспект Республики средств не хватило. Но в прошлом году там все-таки были отремонтированы конкретные полкилометра полотна. Так почему на этом участке уже весной вновь необходимо проводить новый ремонт?
Тут выясняется, что подрядные организации, которые выигрывают государственный тендер на строительство и ремонт дорог, могут фальшивить с качеством стройматериала, используемого при работе. Например применять асфальт низкого качества. Проверять соответствие всех стройматериалов должна специальная экспертная комиссия. Например, из центра стандартизации.
Однако в центре стандартизации сказали, что проводят анализы только по обращению заявителя или заказчика — которым в данном случае может является департамент дорог. Но подобных обращений не поступало. Возможно, уточнили в центре сертификации, это потому, что в каждой приемной комиссии, которая затем должна подписывать акт приемки готового объекта к эксплуатации, может быть собственная привлеченная экспертная лаборатория.
Обращаемся за разъяснениями вновь к департаменту.
— По условию тендера каждая подрядная организация должна строго соблюдать все нормативы качества. А значит, они сами должны тратиться на экспертизу, — резюмируют аппаратчики. — Мы же при приемке оцениваем состояние дороги. На выявленные нарушения даем предписания, которые вовремя устраняются…
Чувствуя, что разговор вновь входит в привычную для чиновников колею, прощаюсь и выхожу на улицу. Свежеотремонтированные ямы на главном проспекте Шымкента постепенно заполняются водой весеннего дождика…