Замороженные стройки – отмороженные строители? - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Замороженные стройки – отмороженные строители?

Замороженные стройки – отмороженные строители?

Вот уже несколько недель по Интернету гуляет предостережение: граждане, будьте осторожней! В связи с тем, что многие стройки заморожены и строители остались без зарплаты, участились случаи грабежей…

  • 1 Февраля 2008
  • 1990
Фото - Caravan.kz

Видимо, предупреждение дошло и до Астаны. 21 января 2008 года Премьер Масимов, выступая на коллегии МВД, поручил органам внимательнее следить за бывшими строителями, оставшимися теперь без работы. Он сообщил, что в этом году по объективным причинам “произойдет некоторое замедление” темпов строительства в стране. В первую очередь это коснется Алматы и Астаны, где, как мягко выразился Премьер, “появятся рабочие-строители, которые будут переходить в другие специальности”.

– Если человек теряет работу на стройке, он идет в другие сектора, не всегда законные, – уточнил свою мысль г-н Масимов, – будут силы, которые могут использовать в своих интересах ситуацию. И МВД, во-первых, надо внимательно следить за незаконной миграцией и, во-вторых, не допустить ни в коем случае никаких беспорядков, связанных с освобождением данных рабочих мест.

Подайте на кирпичи

Привлекать полицию к решению возникающих проблем самое время – ситуация в строительной отрасли республики по состоянию на январь 2008 года близка к критической. В Астане госкомиссия вроде бы выбрала 112 самых важных жилищных “недостроек” с участием денег дольщиков, но деньги пока выделены только на 30 строек, еще два десятка вроде бы проходят процедуру оформления кредитов. Из обещанных “Казыной” на достройку жилья 219,5 миллиарда тенге через коммерческие банки направлено лишь 36,6 миллиарда. Тысячи строителей продолжают “отдыхать” в неоплачиваемых отпусках.

Еще хуже положение в Алматы – тут пока нет даже списка объектов, которые могут рассчитывать на бюджетные деньги. Между тем именно южная столица сегодня является крупнейшей стройплощадкой республики – в 2007 году город обошел Астану по темпам роста и объемам строительства. Только в прошлом году тут построено недвижимости более чем на 3,5 миллиарда долларов. Жители мегаполиса оформили ипотеку на 242 миллиарда тенге (данные на конец ноября) – это вдвое больше, чем в столице, и почти треть от всех ипотечных кредитов, выданных в республике.

Теперь для завершения уже начатых в южной столице проектов со степенью готовности от 10 до 90 процентов потребуется 314 миллиардов тенге, сообщил в конце января Премьеру аким города Имангали Тасмагамбетов. Премьер поручил местным чиновникам “уточнить список объектов недвижимости и определить оптимальные пути финансирования”. Но, похоже, местным застройщикам, в отличие от Астаны, на быструю матпомощь рассчитывать не стоит…

Мертвый сезон

Как размытое понятие “финансовый кризис” влияет на конкретные интересы, планы и потребности тысяч людей, мы увидели, посетив несколько больших строек Алматы.

Вот некая компания задумала построить большой объект – целый жилой квартал – на проспекте Абая. Выкупили землю, вырыли котлован, соорудили целый городок из вагончиков и даже приступили к бетонным работам… и тут деньги внезапно кончились.

Рядом с контейнерами стоят ряды новеньких китайских самосвалов, разобранные краны припорошил легкий снежок. На двери опустевшей конторы висит объявление, обязывавшее всех сотрудников срочно сдать документы до… 12 сентября 2007 года. Видно, с этого времени жизнь на стройплощадке остановилась. За нетронутым котлованом, сверкая молниями электросварки, высится почти построенная многоэтажка другой компании. По словам сторожа, работы на объектах были начаты одновременно.

Проспект Абая вообще должен был стать зоной сплошной застройки. Акимы южной столицы твердо обещали освободить главную улицу города от камышитовых халуп и не менее твердо эти обещания выполняли. Особенно красиво выглядел мегапроект имени рукотворного озера, на берегах которого он частично и создавался. За воплощение этой мечты взялась одна из крупнейших на тот момент строительных компаний страны (слишком известная, чтобы ее называть). Было собрано немало денег дольщиков, мечтавших насладиться жизнью на берегу вышеупомянутого озера.

Но в августе прошлого года финансовый ручей высох, и с тех самых пор работы на мегапроекте не ведутся. Рабочих, которым компания задолжала зарплату за несколько месяцев, отправили в неоплачиваемый отпуск. На огромной территории можно видеть весь цикл строительства в глубокой заморозке – выкупленные, но так и не снесенные частные домишки, расчищенные площадки, котлованы, фундаменты, каркасы зданий разной этажности и, наконец, готовые дома, которые никак не удается ввести в эксплуатацию. Несколько высоток даже успели подключить к канализации. Зимой трубы замерзли, забились и лопнули.

Застывшие краны можно видеть вдоль всего проспекта Абая. Например, за улицей Саина гостей города встречает целый квартал недостроенных многоэтажек с разной степенью готовности. Жилой район должен был стать образцом доступного жилья эконом-класса. Квартиры без лишних “наворотов” продавались за разумные по меркам Алматы деньги. Но полтора месяца назад работы на объекте были свернуты. На запертых воротах стройки висит объявление, призывающее дольщиков связаться с инициативной группой “по вопросам скорейшей сдачи дома”.

“Не нравится – убирайтесь!”

После остановки ряда крупнейших объектов предложение на рынке рабсилы выросло. В полном соответствии с законами дикого капитализма застройщики тут же дружно снизили оплату труда.

Большая стройка в северной части города – работа кипит день и ночь. Наняться нетрудно, надо только найти бригадира. В ходе разговора выясняется, что люди требуются в комплексную бригаду, заливающую фундамент нового дома. В компании на окладе только бригадиры, все остальные получают сдельную зарплату, в зависимости от выработки и… честности начальства. Работают на морозе шесть дней в неделю по 10 часов в сутки. Больше 60 тысяч тенге за первый месяц, хоть надорвись, новичку не заработать: “Вот журнал, видишь? Летом получали и по 100 тысяч, а теперь в среднем выходит 70–80 тысяч. Работы мало – зима!”.

Другая стройка, на этот раз в южной части города. Тут тоже все зависит от выработки, и за полгода расценки хозяева снизили вдвое. “Летом заливка кубометра бетона стоила 9 тысяч тенге, – объясняет бригадир, – теперь нам платят за ту же работу 4200 тенге. Работаем пять дней по 10–12 часов, в том числе ночью. В прошлом месяце в моей бригаде люди на руки получили по 35–40 тысяч. Начальство говорит: “Не нравится – уходите. Наймем других”…

Местных в его бригаде нет – все приехали из регионов. На такие деньги жить в Алматы они не могут – их не хватит даже на аренду жилья. Но люди работают, надеясь, что весной все наладится.

Они еще не знают, что за “освобожденными с рабочих мест” теперь будет следить полиция, а требования повысить зарплату могут расцениваться как действия сил, желающих “использовать ситуацию”…

Иван Войцеховский, Тахир САСЫКОВ (фото)