Замакима Алматы Юрий ИЛЬИН. Большой город – большие проблемы - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+4 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Замакима Алматы Юрий ИЛЬИН. Большой город – большие проблемы

Замакима Алматы Юрий ИЛЬИН. Большой город – большие проблемы

На прошлой неделе в “КАРАВАНЕ” вышла статья “Атака на землетрясение, или Шанс спасти Алматы”, в которой ученые сообщили о существующей повышенной угрозе разрушительного землетрясения в ближайшие 5–7 лет. Мы связались с заместителем акима Алматы Юрием ИЛЬИНЫМ, курирующим вопросы безопасности. Готов ли крупнейший город страны к возможным проблемам природного и технического характера?

  • 3 Июля 2015
  • 3680
Фото - Caravan.kz

В Алматы проживает около двух миллионов человек. Понятно, что столь крупный город должен быть на особом контроле по безопасности. А причин волноваться у горожан за свою жизнь и здоровье действительно предостаточно. Алматы расположен в сейсмоопасной зоне, над ним нависают селевые угрозы… Какие варианты для ликвидации самых разных проблем рассматривают городские власти – в ответах “КАРАВАНУ” заместителя акима Алматы Юрия Ильина.

Для чего нужна сейсмическая карта

– Ученые Института сейсмологии в долгосрочных прогнозах не исключают вероятности сильного землетрясения в Алматы? Готов ли город к такой угрозе?

– У нас есть краткосрочный и среднесрочный прогнозы, которые дает тот же Институт сейсмологии. И, согласно им, разрушительного землетрясения в Алматы и Алматинской области с вероятностью в 70 процентов не ожидается. Поэтому мы основываемся на этих данных. Но, конечно, продолжается работа по сейсмоусилению объектов здравоохранения и образования, хотя есть отставание от графика, так как на начальном этапе не было достаточного финансирования. Мы проводили совещания с Институтом сейсмологии и до сих пор ждем карту микросейсморайонирования. Нам нужен план, но в реализации этого проекта есть задержка. Нам говорили, что это связано с задержкой финансирования. Не забывайте, что территория города значительно расширилась за последние годы за счет земель, ранее относившихся к области. Нам нужны хотя бы к концу года основные участки, где и в какой степени возможны сейсмические проявления. Мы должны знать, где возможно строительство, где нет. Где идут зоны тектонического разлома.

– В 2006 году на одном из заседаний по ЧС озвучили, что в случае разрушительного землетрясение количество жертв в Алматы может достичь 500 тысяч человек. С тех пор город вырос еще больше. Есть ли новые расчеты и планы, как снизить угрозу?

– Мы знаем эти данные, но их затем перепроверяли японские эксперты, которые специализируются как раз на подготовке населения к возможным землетрясениям. По их подсчетам, потери могут быть в десятки раз меньше, чем было озвучено ранее. Та методика расчета была еще с советских времен. Но стопроцентно сказать, сколько людей может погибнуть при такой-то балльности землетрясения, невозможно. Это зависит от самых разных обстоятельств: времени суток, места дислокации, вида колебаний – продольных или вертикальных и так далее.

Какие улицы будут пробивать

– Не раз говорилось о проблемах застройки и планировки Алматы, вследствие чего может быть затруднена эвакуация населения…

– Поэтому мы и проводим такую работу, но население это воспринимает часто негативно. В первых числах июля завершится работа по освобождению Северного кольца от базаров. Мы построили Восточную объездную дорогу, сейчас в проекте БАКАД, уже определен концессионер – кто будет вкладывать деньги, идут вложения и из республиканского бюджета. Это основные выезды из Алматы. Сопредельная с городом территория застраивалась очень хаотично и беспорядочно. Материалы переданы в прокуратуру для решения вопроса по застройке вблизи республиканских трасс. Достаточно выехать в западном направлении в район “Алтын-Орды” и посмотреть, какая ситуация там. Нельзя строить в 25 метрах от республиканской трассы, но там все застроено. В самом городе тоже идет работа. К концу года мы завершим пробивку дороги по Толе би. Сейчас идет разработка проекта по пробивке проспекта Абая в западном направлении. Также предусматривается расширение улицы Жандосова.

– Недавно автомобиль задел газовую трубу, и на воздух едва не взлетел целый район. А ведь такие трубы обвили весь Алматы. В случае землетрясения и других ЧС люди опасаются, что может возникнуть отравление всего города…

– Эти трубы установлены на стойках в соответствии со всеми нормами. Кто сказал, что под землей более безопасно? У нас стоит система автоматического перекрытия подачи газа в магистрали на газораспределительных станциях. Естественно, что газ, уже находящийся в магистралях, может стать причиной возгорания. Но нет разницы, будут ли эти трубы под землей или в воздухе. В экстренных случаях предусмотрена блокировка на подстанциях, обеспечивающих подачу электроэнергии. Подобные меры предусмотрены и по водоснабжению.

Что волнует горожан

– Многие ругают власти, что они даже не имеют информации, сколько на самом деле проживает людей в Алматы. Данные постоянно разнятся. Как же быть в экстренной ситуации, когда нет столь необходимой информации?

– Официально, по данным статистики, на начало апреля в городе – 1 миллион 615 тысяч человек, они имеют прописку. Но понятно, что в Алматы проживает больше людей. Есть период приезда и отъезда студентов – это около 200 тысяч человек. Есть внутренняя миграция, люди приезжают на работу. Чтобы решить этот вопрос, мы ввели ограничения: теперь можно прописываться с учетом 15 квадратных метров жилой площади на человека. Это позволит сделать более точный подсчет, сколько людей живет в городе.

– Очень беспокоит алматинцев вопрос безопасности вредных предприятий. Не секрет, что в Алматы были производства, использующие аммиак, хлор…

– Большинство этих предприятий перешло на безопасный режим. Взять хотя бы очистные сооружения, тот же водоканал. Раньше для очистки использовали хлор, сейчас солевые растворы. Часть предприятий, имеющих аммиак, передислоцирована в область. Другая перешла на фреон.

– Были в городе и подтопления после сильных дождей, что тоже вызывало жесткую критику в адрес чиновников.

– Если выпала месячная норма осадков в течение нескольких часов, ни одна арычная система не справится, у нас даже русла рек не справлялись. К сожалению, большая часть подтоплений связана с культурой населения, кто-то бросает бутылки, мусор.

– Серия пожаров в районе барахолки тоже настораживает горожан. Почему у нас так часты эти чрезвычайные происшествия?

– Как и в любом крупном городе, у нас, к сожалению, это происходит. Где-то – это человеческий фактор, где то – нарушение технологий. Мы от подобного не застрахованы. Просто эти пожары резонансные. Горели барахолки. Но сейчас в этом районе навели порядок.

Аварийные места

– То есть вы не видите сейчас серьезных проблем в городе?

– Почему же? Проблемы всегда есть в больших городах. Нас вот сейчас критикуют, почему в Алматы часто срезают деревья. А вы посмотрите, сколько выпадало осадков в зимний период, потом проходили ураганы, а у нас лишь единичные случаи падения деревьев на машины. Проблем много в системе теплоснабжения. Износ магистралей очень высок. Несколько десятков километров мы меняем в год, но желательно увеличить финансирование, чтобы произвести быстрее замену.

– Какие средства необходимы такому мегаполису, как Алматы, при возникновении экстренных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей? Хватает ли денег, которые выделяют из местного бюджета?

– Каждый год закладываются средства на случай ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Если этих средств недостаточно, как это было в прошлом и позапрошлом годах, когда из-за подтоплений требовалась стабилизация русл рек, выделяются дополнительные деньги. В среднем на эти цели закладывается сумма в размере пяти миллиардов тенге. Что касается чрезвычайных ситуаций, от них никто не застрахован – это жизнь.

Алматы