Залихорадило! - Караван
  • $ 481.19
  • 538.45
+8 °C
Алматы
2024 Год
30 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Залихорадило!

Залихорадило!

В минувший понедельник юг буквально залихорадило. Но медики уверяют: несколько трагических смертей – это просто случайность!

  • 17 Июля 2009
  • 1633
Фото - Caravan.kz

Хроника событий выглядела устрашающе

24 июня в акушерское отделение родильного дома Туркестана поступила 23-летняя Шахида ИСМАИЛОВА, которая в тот же день родила малыша. Состояние роженицы и ребенка врачи оценили как удовлетворительное, и уже 27 июня маму с ребенком выписали из больницы.

Но спустя два дня, 29 июня, Шахида Исмаилова повторно поступила в родильный дом с жалобами на желтушность ребенка. Однако в ходе обследования у самой родильницы обнаружили кровотечение. 1 июля ее прооперировали. Но остановить кровотечение не удалось, состояние больной все ухудшалось.

2 июля в связи со сложностью ситуации (у женщины не прекращалось внутреннее кровотечение) была проведена повторная операция бригадой врачей под руководством одного из лучших хирургов центральной городской больницы Туркестана Сайлаубека УСКЕНБАЕВА. Увы, без положительных результатов.

Тогда из Шымкента был вызван опытнейший сосудистый хирург областной больницы Зейнулла КАБДИЕВ. Он сделал женщине еще одну операцию.

3 июля, как зафиксировано в медицинском протоколе, произошел летальный исход новорожденного малыша по причине кровоизлияния в головной мозг.

4 июля скончалась и сама Шахида Исмаилова. По предварительному диагнозу, причина ее смерти – большая потеря крови от внутреннего кровотечения.

Как оказалось, это только начало страшных смертей…

Цепная реакция

Спустя пять дней после смерти женщины в реанимацию попал хирург Зейнулла Кабдиев. 9 июля, несмотря на все усилия врачей, он скончался. Причиной смерти Зейнуллы Кабдиева была названа острая кишечная инфекция. По словам коллег, сам Кабдиев, когда был доставлен в больницу, уверял, что отравился беляшами, которыми наспех перекусил где-то в городе.

10 июля в инфекционное отделение центральной городской больницы Туркестана в крайне тяжелом состоянии поступил Сайлаубек Ускенбаев.

И только теперь впервые прозвучал страшный диагноз – крымская геморрагическая лихорадка (КГЛ), тяжелая форма. Больной на самолете санавиации был доставлен в Шымкент для лечения в областном центре.

В ночь на 11 июля С. Ускенбаев скончался.

Тот факт, что Ускенбаеву был поставлен диагноз – крымская лихорадка, быстро распространился среди сотрудников туркестанской больницы.

До этого никто не связывал сразу несколько трагических смертей с гибелью роженицы. Но тут последовала целая серия обращений местных медицинских работников, так или иначе принимавших участие в операции и уходе за женщиной. Все жаловались на тяжелое недомогание. Так, 10 июля в инфекционное отделение ЦГБ Туркестана поступила врач-неонатолог родильного дома Шынар БАКБЕРГЕНОВА, которая оказывала медицинскую помощь и наблюдала за новорожденным ребенком и роженицей Исмаиловой.

Бакбергеновой был поставлен предварительный диагноз – острая респираторная вирусная инфекция – тяжелое течение, осложненное геморрагическим синдромом, носовое кровотечение. Однако уже на следующий день диагноз был уточнен – крымская геморрагическая лихорадка.

К вечеру того же дня, 10 июля 2009 года, в больницу поступил акушер-гинеколог Нурбол ОТЕПБЕРГЕН, он тоже осматривал роженицу.

Ночью в инфекционное отделение поступила санитарка родильного отделения роддома Туркестана Айжан КАЛЫБЕКОВА. Она ухаживала за роженицей.

Теперь уже трудно было не заметить трагическую закономерность.

Но заметила ее только прокуратура…

Новая эпидемия?

“Медицинский персонал больницы Туркестана своевременно не поставил диагноз указанным лицам, – говорится в пресс-релизе прокуратуры Южно-Казахстанской области. – После серии смертельных случаев, при очевидной их взаимосвязи, не приняли мер по своевременному информированию уполномоченных органов об очаге заболевания…

…Управление здравоохранения области с целью скрыть факт массового заболевания даже после смерти врача областной больницы З. Кабдиева в г. Шымкенте, не приняло мер по установлению причин заболевания, мер по его локализации. То есть бездействовали… в течение 13 дней”.

Только после вмешательства прокуратуры в Туркестан выехали бригады специалистов областного управления санитарно-эпидемиологического надзора и управления здравоохранения области.

11 июля 2009 года прокуратурой Туркестана возбуждено уголовное дело по ст. 267 ч. 2 УК РК (нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание, смерть человека).

Создана рабочая группа, ход расследования – под особым контролем.

– Мы не хотим распространять панику и делаем все для профилактики и предупреждения возможной опасности,– говорит прокурор Южно-Казахстанской области Марат АХМЕТЖАНОВ. – Но пренебрегать риском просто не имеем права. Три года назад в нашей области буквально взорвалась эпидемия ВИЧ, очагом которой тоже были учреждения здравоохранения…

Облздрав просит не беспокоиться

Серьезность ситуации не отрицают и в управлении здравоохранения Южно-Казахстанской области. Однако здесь не склонны видеть в Туркестане очаг заражения крымской геморрагической лихорадкой.

– Конечно, теперь будут сделаны дополнительные серьезные экспертизы, проводится внутреннее расследование, – сообщили общественности руководители южноказахстанского управления здравоохранения. – Однако в период лечения Исмаиловой ей были сделаны анализы, и заражения КГЛ ни у нее, ни у ее ребенка не выявлено. А у большинства других врачей и медработников, обратившихся за помощью, установлены другие формы инфекционных заболеваний.

Среди врачей имеется только два факта заражения КГЛ – у умершего Ускенбаева и Бакбергеновой. Когда Ускенбаев был доставлен в больницу, он сообщил, что несколько дней назад купался в речке, где, возможно, и был укушен клещом (главный переносчик и источник заражения КГЛ для человека – энцефалитный клещ). Бакбергенова не может сказать, где заразилась.

Сейчас медики выявили круг лиц, контактировавших с двумя зараженными врачами (около 90 человек), за ними ведется наблюдение.

По мнению руководителей системы здравоохранения, в Туркестане произошло невероятное и трагическое стечение обстоятельств.

В группе риска – сами медики

В больнице Туркестана сами врачи оказались в двойственном положении. Здесь также еще хорошо помнят, как в страшной трагедии с ВИЧ-инфицированными крайними оказались люди в белых халатах. Хотя ни источников, ни путей передачи инфекции обнаружено не было.

– Обвинить врачей в том, что они вновь распространили инфекцию, – очень просто, – считают рядовые медики. – А тот факт, что врачи в данном случае сами оказываются под прямой угрозой заражения, рискуют своей жизнью – это никого не беспокоит!

В то же время медики сами двумя руками голосуют за проведение тщательнейшего и полного расследования. Установить все обстоятельства дела в данном случае не так и сложно. И уж, конечно, нельзя допустить распространения инфекции.

Наша справка

Южно-Казахстанская область – природный очаг инфекции КГЛ. Заболеванию подвержен домашний скот и люди. Основной переносчик инфекции – энцефалитный клещ. Летальный исход от заражения КГЛ до сих пор составляет свыше 50 процентов. В этом году для весенней обработки от энцефалитного клеща только в Туркестанском районе было выделено около 350 тысяч тенге.