В ходе заседания Мажилиса принят в первом чтении законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам игорного бизнеса, лотерей и лотерейной деятельности”. Идет подготовка ко второму чтению, и нерешенных вопросов здесь пока еще очень много.
К сожалению, пока у государства нет понимания, как перекрыть кислород нелегальным иностранным компаниям в игорной сфере, безнаказанно действующим в Казнете и провоцирующим массовую лудоманию. По итогам выступлений на заседании Мажилиса стало очевидным, что именно они – все эти нелегальные онлайн-казино, лотерейщики, букмекеры, интернет-рулетки – сейчас главная болевая точка в вопросе регулирования игорной сферы в РК.
Основным докладчиком по вопросу незаконного игорного бизнеса в РК выступил депутат Елнур Бейсенбаев, курирующий рабочую группу по законопроекту “Об игорном бизнесе”. Он указал, в частности, что ежегодно более триллиона тенге выводится из страны через незаконный игорный бизнес. Докладчик подчеркнул, что лудомания в стране растет пугающими темпами именно из-за незаконных игровых онлайн-структур, сайты которых доступны повсеместно буквально любому, даже ребенку. Идентификация клиентов незаконных онлайн-казино, их возрастной отбор не осуществляется, в результате в азартные игры вовлекаются несовершеннолетние – подростки и дети, подчеркнул Бейсенбаев. Депутат привел показательный пример: жительница Алматинской области сообщила, что двое ее несовершеннолетних детей стали лудоманами из-за казино в интернете. Проблема оказалась столь серьезной, что для реабилитации “заигравшихся” подростков семье пришлось прибегнуть к услугам специалистов-психологов.
Ежегодно в стране блокируются несколько тысяч незаконных игровых сайтов, однако на их месте немедленно открываются новые. Ключевым является вопрос блокирования движения средств у этих незаконных субъектов. Игорные операции массово маскируются под другие виды деятельности (подменяются MCC-коды). Так, например, ставки отображаются в отчётности как оплата за такси, доставку продуктов, за строительство, оплату ресторанов, ремонт и другие услуги, – отметил Бейсенбаев.
Наибольшее внимание в ходе обсуждения привлёк вопрос о том, как блокировать платежи незаконным иностранным операторам игорного бизнеса. Депутат Екатерина Смышляева отметила, что уже сегодня в действующем законодательстве есть запрет на осуществление услуг платежей в пользу иностранных операторов игорного бизнеса. Однако последние легко обходят данный запрет, в частности, пользуясь услугами подставных платёжных организаций в РК. В результате игроки могут легко делать ставки на запрещенных сайтах, так как перечисление средств идет в пользу такой платежной организации, которая уже через определенные схемы далее перечисляет средства за рубеж. Также, как уже отмечалось, практикуется подмена МСС-кодов, когда в отчетности отражается, например, оплата в интернет-магазине или оплата услуг ресторанов, тогда как на деле осуществляется перевод сумм ставок нелегальным зарубежным операторам игорной сферы.
По сообщению Агентства финансового мониторинга, только за прошлый 2023 год и за первый квартал текущего года ликвидировано более 40 незаконных игровых онлайн-площадок, а также заблокировано более 5700 сайтов и аккаунтов.
Как отметил представитель Нацбанка РК, чтобы исправить эту ситуацию, предусматривается, в частности, уведомление банков в течение 5 дней с момента обновления перечня запрещенных субъектов о том, что организациям, входящим в этот перечень, платежи запрещены. Также прорабатывается вопрос об ответственности платежных организаций, которые, стремясь заработать, сотрудничают с незаконным иностранным игорным бизнесом. Кроме того, Нацбанк уже инициировал отдельные поправки в законодательстве касательно ответственности бизнеса за подмену MCC-кодов, вводящих в заблуждение государство.
Представителям АФМ, Нацбанка, Министерства туризма и спорта депутаты также задали вопросы о том, как они собираются в дальнейшем блокировать незаконные игровые площадки в Сети, если на месте каждого закрытого сайта в считанные часы открывается новый – так называемое “зеркало”. Данный вопрос, судя по всему, остается одним из технически наиболее сложных. И здесь стоит вспомнить почему-то оставшуюся без внимания в ходе обсуждения инициативу Саморегулируемой организации букмекеров (СРО) РК ввести вместо используемого сейчас “черного” реестра незаконных организаций в игорной сфере “белый” реестр – то есть перечень, в который войдут только лицензированные законные субъекты игорного бизнеса РК. Взять за основу такой перечень будет несложно – он давно есть в распоряжении профильных госорганов. В таком случае блокировать незаконные игорные организации и запрещать все финансовые операции с ними станет намного проще: любой субъект, не входящий в “белый” список, будет по умолчанию автоматически считаться нелегальным и немедленно блокироваться. Возможно, это предложение со стороны бизнеса еще будет проанализировано в рабочих группах в ходе подготовки второго чтения поправок.
Как резюмировал руководитель профильного комитета Мажилиса Асхат Аймагамбетов, в ходе дальнейшей работы над законопроектом и его подготовки ко второму чтению необходимо сделать всё, чтобы решить проблему незаконной игорной индустрии. Причем, как отметил он, заниматься этим депутатскому корпусу необходимо совместно с легальным, лицензированным игорным бизнесом, работающим в стране.
Основная проблема, которая до сих пор не решена, – это сложности с блокировкой иностранных онлайн-казино. Независимо от того, сколько сайтов будем блокировать, пусть даже по 100 в день, взамен каждый день будут открываться 100 новых незаконных сайтов. Более того – насколько известно, 100 новых незаконных сайтов могут открываться даже каждый час. Как противостоять этому – решения пока нет. Кроме того, нелегальный бизнес научился манипулировать данными. Средства, выплачиваемые зарубежным казино, переводятся с использованием других MCC-кодов. Поскольку средства онлайн-ставок переводятся под видом платежей в интернет-магазины, аптеки, оплаты такси и на другие посторонние цели, сегодня их очень сложно выявить и заблокировать. В связи с этим банки и платежные организации нуждаются в новой, строгой и четкой регламентной базе. В рамках законопроекта мы уже предприняли шаги по повышению качества контроля, совершенствованию отслеживающих процедур и внедрению необходимых корректировок. Безусловно, мы будем обсуждать этот вопрос и далее, потому что именно противодействие незаконным операциям в сфере игорного бизнеса – это на сегодня наше самое слабое место. Кроме того, необходимо дать четкое правовое определение проблеме Лудомании. Требует самого тщательного рассмотрения предложение депутата Магеррамова о введении презумпции несогласия на азартные игры. Мы также продолжим эту работу с соответствующими министерствами и экспертами. В целом до второго чтения предстоит самым детальным образом проработать все эти вопросы, – подытожил Асхат Аймагамбетов.