Закат старой экономической политики Узбекистана - Караван
  • $ 478.54
  • 533.76
+14 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Закат старой экономической политики Узбекистана

Закат старой экономической политики Узбекистана

Последнее по очередности постановление узбекского президента "О гарантиях бесперебойного обеспечения наличных выплат с депозитных счетов в банках" ставит жирную точку в старой экономической политике этой центральноазиатской страны.

  • 24 Августа 2005
  • 1327
Фото - Caravan.kz

Она основывалась на том, чтобы посредством несвоевременной выдачи наличных денег через банки регулировать курс американской валюты по отношению к узбекскому суму. Все понятно и без слов: меньше выдается наличности — ниже уровень инфляции, дозированная выдача — результат идентичный.
Многие связывают корни подобной практики с тем, что к рулю узбекской экономики пришел Рустам Азимов. Но в связи с недавними кадровыми перестановками последний оказался совсем в другом месте — шефом министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли.
Судя по имеющейся информации, сейчас банки выдают наличность чуть ли не по первому требованию клиентов. Сегодня всех интересует один вопрос: почему столь жесткие административные меры предпринимаются сейчас, а не несколько лет тому назад?
В документе имеются очень характерные для нынешней ситуации в узбекской экономике строки: «Считать абсолютно недопустимыми факты, когда коммерческие банки и их филиалы, привлекая средства населения и хозяйствующих субъектов на депозиты, вовлекая их в оборот и получая за счет этого доходы банка, фактически строя свое благополучие за счет вкладчиков, в то же время четко не выполняют своих прямых обязательств перед ними, безразлично относятся к законным запросам, нуждам и потребностям вкладчиков, более того, злоупотребляют своим положением при удовлетворении их заявок, игнорируют их интересы».
Под каждым словом можно подписаться. Изложено верно и точно. Однако ни для кого не секрет, что задержки с выдачей заработной платы, пособий и пенсий начались не вчера и не сегодня. Они существовали и несколько лет назад. Правда, в те времена, когда у руля узбекской экономики находился Рустам Азимов, никто и не помышлял открыто критиковать экономическую политику правительства.
Хронические невыплаты, особенно после введения конвертации узбекского сума, играли роль своеобразного тормоза инфляционных процессов, которые весьма вероятны в структуре нерыночной экономики. А то что узбекская экономика нерыночная по сути, доказывать нет никакого смысла.
Банковская система Узбекистана пережила в нынешнем году очередной шок, связанный, по всей видимости, с переделом рынка. Неожиданный отзыв лицензии на деятельность у неплохо прогрессирующего «Бизнес банка», арест его счетов, а затем и полный развал в сегменте средних банков довольно заметно подорвал доверие к банковской системе, во-первых, у иностранных финансовых институтов, во-вторых, у внутренних узбекских инвесторов.
Европейский банк реконструкции и развития намеревался тесно сотрудничать с «Бизнес банком», хотя так и не успел ничего конкретного предпринять. Несмотря на официальную версию произошедшего, внутренний инвестор несколько насторожился, понимая, что его деньги в любом другом узбекском банке могут быть потеряны безвозвратно в любое время.
Характерно то, что уже в следующем рейтинге компании «Ахбор-рейтинг» первое место в категории средних банков занял банк «Кредит-Стандарт». Фактически этот банк расчистил себе дорогу к вершинам, о которых при наличии на рынке «Бизнес-банка» и мечтать не мог. По поводу того, кто контролирует активы банка «Кредит-Стандарт», в Узбекистане нет иллюзий.
Апрельское 2005 года постановление президента Каримова «О мерах по дальнейшему реформированию и либерализации банковской системы» должно было сыграть роль мощного стимула.
Предусмотренное документом повышение минимального размера уставного капитала вновь создаваемых банков с его доведением к 1 января 2007 года: для коммерческих банков — до 5 миллионов долларов США в сумовом эквиваленте; для частных банков — до 2,5 миллиона долларов.
Тем самым перед кредитными учреждениями ставится задача быстрого увеличения капитализации банков. Льготы по налогам до 2010 года должны были помочь узбекским банкам выполнить стоящие перед ними задачи. Но смогут ли они быстро капитализироваться, не знает никто. После того, как политика вмешалась в экономическую сферу, ситуация в инвестиционном секторе заметно ухудшилась. Имеются ввиду андижанские события в мае и последовавшее затем быстрое охлаждение отношений официального Ташкента с Западом.
Где брать ресурсы для внутреннего реинвестирования? Этот вопрос заметно волновал руководство Узбекистана и потому не случайно вышел в свет президентский указ о привлечении прямых частных иностранных инвестиций.
В комплекте с другими документами, направленными на либерализацию узбекской экономики, они должны были сыграть роль амортизатора. Хотя уже сегодня заметно, что посадка на грунт прошла из рук вон плохо. Может быть удастся убедить внутреннего потребителя вкладывать деньги в банковскую систему?
Это был бы выход из положения. «Был бы», но так и не стал. Во-первых, рядовые граждане Узбекистана не имеют свободных средств, чтобы стать клиентами банков, во-вторых, опыт проведения компенсации денежных вкладов еще советских времен еще раз убеждают граждан в том, что доверять узбекским банкам рано.
Болезнью последних лет банковской системы стала острая необходимость сокращения внебанковского оборота наличных денег. Разумеется, этим нужно заниматься, чтобы вовлечь в банковский оборот максимальное количество людей. Но применение исключительно административных мер решения этой проблемы эффекта не дадут. Это понимают не только специалисты-финансисты, но и любой, кто знаком с универсальными законами рынка.
Признание на самом высшем уровне «…фактов проявления со стороны работников коммерческих банков бюрократизма, волокиты, бездушного отношения и вымогательства» (так написано в тексте постановления президента «О гарантиях бесперебойного обеспечения наличных выплат с депозитных счетов в банках»прим. А.А.) говорит само за себя. Но каждый житель Узбекистана вправе спросить у себя: неужели эти факты стали реальностью только сегодня? Практика прямого вымогательства (например, 10 процентов с банковских кредитовприм. А.А.) существовала давным-давно.
В связи с президентским указом о выдаче денежной наличности по первому требованию возникает много вопросов макроэкономического плана. Способна ли узбекская экономика эффективно работать, полноценно пополняя государственный бюджет? Будет ли угрожать Узбекистану новый виток инфляции в связи с увеличением в обществе денежной массы? Есть ли мощные рычаги сдерживания инфляционных процессов?
В последние две недели цены на рынках и коммерческих ларьках потихоньку поползли вверх. Так, например, в магазинах стройматериалов 23 августа было зафиксировано повышение розничных цен от 200 до 500 сумов.
На вопрос, с чем это связано, многие продавцы не могут дать вразумительного ответа. Одно они знают точно: цены поднялись на оптовых рынках, где они отовариваются. Ответом на этот вопрос может служить рост казахстанского тенге по отношению к узбекскому суму.
Сейчас в поселке Жибек Жолы, где сконцентрирована большая часть обменных пунктов на узбекско-казахстанской границе, этот курс составляет 1:8,4, то есть за один тенге дают 8,4 сума. До недавнего времени курс тенге к суму составлял 1:8,1, и держался он довольно долгое время.
Данный факт не замедлил сказаться на внутреннем потребительском рынке Узбекистана. Так, например, пачка сигарет «Море» в Казахстане стоит 30 тенге, в Узбекистане совсем недавно — 300 сумов в розницу. Сегодня, после роста казахской валюты по отношению к узбекской, цена выросла до 350-400 сумов.
Накануне Дня независимости жители Узбекистана в ожидании нового витка инфляции.
По традиции в конце августа должен выйти указ президента о новом повышении заработной платы, пособий, пенсий. Больше месяца, весь сентябрь и несколько дней октября (вплоть до выдачи зарплатыприм. А.А.), узбекистанцам вновь придется потуже затянуть пояса, ибо любые будь то правительственные, будь то президентские решения ведут к осложнению экономической ситуации в стране.
И это стало не совсем доброй традицией…