МиГ-31 потерпел крушение 16 апреля 2020 года в 19 часов 03 минуты южнее аэродрома Караганды. Свидетелям удалось заснять это происшествие на видео. “Картинка” сразу же разлетелась по социальным сетям в ту же ночь. Экипаж выполнял тренировочный полет по подготовке к заступлению на боевое дежурство в системе ПВО.
– Пожар в одном из двигателей действительно произошел после взлета, – комментирует специально для “КАРАВАНА” главнокомандующий Силами воздушной обороны РК генерал-лейтенант авиации Нурлан ОРМАНБЕТОВ. – Экипаж предпринял все меры по отводу самолета от населенного пункта и, убедившись, что гражданскому населению ничего не угрожает, катапультировался по команде руководителя полетов.
Истребителем управляли опытные военные летчики, подполковник Арман КУРМАНГАЛИЕВ, общий налет которого составляет 888 часов, и подполковник Иван ГАВРИЛКО. Его общий налет – 1 161 час.
Мы с командующим Военно-воздушными силами сразу же вылетели на место крушения. Назначенная комиссия министерства обороны незамедлительно приступила к расследованию. Для объективности и установления истинных причин аварии будут привлечены представители предприятий разработчика (КБ), изготовителя и капитального ремонта МиГ-31.
Все полеты самолетов МиГ-31 приостановлены до полного выяснения причин аварии. Ранее в Казахстане уже были авиационные инциденты с таким типом истребителей-перехватчиков дальнего радиуса действия. В этом, 2020 году, жертв, к счастью, удалось избежать.
По словам Нурлана Орманбетова, самолет с бортовым номером 4 прошел обязательную техническую проверку и получил разрешение на полет, а все члены экипажа прошли тщательное медицинское обследование и проверку у психолога.
– Он был выпущен в марте 1991 года авиационным заводом “Сокол” (г. Нижний Новгород, Российская Федерация), то есть на момент аварии находился в эксплуатации 29 лет, – продолжает главком СВО. – Назначенный ресурс – 30 лет. А в ноябре 2013 года данный самолет прошел плановый капитальный ремонт на 514-м авиаремонтном заводе в г. Ржеве (Российская Федерация). После ремонта ему был установлен срок службы 8 лет. То есть до 2021 года.
Таким образом, запас назначенного и межремонтного срока службы позволял осуществлять эксплуатацию данного самолета. Должен сказать, что МиГ-31 является одним из лучших в мире в своем классе. Применяется как истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Эксплуатируется только у нас, в Казахстане, и в России. Кто летает на казахстанских истребителях?
– Все-таки старые у нас истребители-перехватчики, согласитесь. Летчики рискуют всякий раз, вылетая на боевое дежурство.
– У нас в авиации вообще нет такого понятия, как “старая авиационная техника”, так как имеющиеся вооружение и военная техника постоянно (!) проходят плановое межремонтное техническое обслуживание, регламентные работы, капитальный ремонт и модернизацию. В СМИ и социальных сетях сейчас выдвигаются всевозможные причины крушения. Это, на мой взгляд, неправильно. Не надо спешить с выводами. Точную причину происшествия может назвать только специальная комиссия по расследованию причин аварии МиГ-31. Она работает.
Сейчас рассматривается несколько версий, в том числе отказ авиационной техники в полете, воздействие внешних факторов – столкновение с птицами, электрический разряд молнии.
В числе других – соблюдение технологии подготовки самолета к полету, правильность действий экипажа и еще несколько. Хотел бы подчеркнуть, что экипаж до конца боролся за спасение самолета и принял все меры для предотвращения рисков для населения. Прошу дождаться официального заключения работы комиссии и не нагнетать обстановку. Пилоты живы – это главное. Состояние их здоровья не вызывает опасений. На поправку уже идут и скоро, надеюсь, снова встанут в боевой строй.
Верховным Главнокомандующим и министром обороны уделяется большое внимание развитию Сил воздушной обороны. Комплексный план системных мер по развитию, модернизации и оснащению СВО разработан и принят. Его реализация в дальнейшем позволит значительно снизить риски авиапроисшествий.
– Нурлан Секенович, что конкретно включает в себя этот план системных мер?
– Во-первых, ужесточен контроль за состоянием парка авиационной техники. Проведен тщательный анализ выполнения всевозможных видов работ по поддержанию его надежности и уменьшению вероятности возникновения отказов. Во-вторых, мы усиливаем теоретические занятия и практические тренировки летного состава на земле по действиям при возникновении различных нештатных и аварийных ситуаций. Кроме того, ежегодно проводим конференции по безопасности полетов, где рассматриваем актуальные проблемы по всем направлениям, включая подготовку авиационного персонала и состояния парка авиационной техники, а также вырабатываем пути решения всех этих проблем.
АЛМАТЫ