Находясь под арестом, парень получил многочисленные синяки и травмы, которые официально засвидетельствованы при медосмотре и имеются в материалах дела. Правда, полицейские объяснили это тем, что задержанный якобы упал с кровати, ночуя в спецприемнике. Родители же уверены: его жестоко избивали, добиваясь признания в преступлении, которое он не совершал.
Происшествие в поселке
19 сентября 2017 года около полудня в поселке Ошакты Сарыагашского района над стоящим на отшибе домом показались клубы дыма. Это заметили несколько жителей. Пожар! – встревожились селяне. Схватив лопаты и ведра, они поспешили к горевшему строению. У дымящегося дома, который скорее можно было назвать времянкой, в испуге бегал 9-летний мальчик – сын хозяев. Подбежавшие мужчины распахнули дверь, стремясь проникнуть внутрь помещения. Но, как оказалось, сделали только хуже. Разгоравшееся изнутри дома пламя, получив приток воздуха, полыхнуло с новой силой. Входить в комнаты было уже просто опасно. К счастью, уже через несколько минут приехал расчет противопожарной службы. Один боец бросился в комнаты и вскоре вынес из времянки хозяйку – молодую женщину. Сразу было видно, что от огня она не сильно пострадала.
Однако вся одежда на ней была изрезана и залита кровью. Женщине попытались помочь, делали искусственное дыхание на случай, если она отравилась от дыма. Но, увы, тщетно – она была мертва.
Пожарные по рации вызвали полицию.
С особой жестокостью
На теле жертвы насчитали порядка 30 колото-резаных ранений. В основном были исколоты грудь и паховая область несчастной.
При этом большинство ран оказались сравнительно неглубоки – создавалось впечатление, что женщину просто садистски мучили.
Не вызывало сомнений, что после расправы преступник с помощью имевшейся в доме электроплиты совершил поджог. Видимо, рассчитывал, что пожар скроет следы. Я должна сидеть дома, готовить, читать Коран и терпеть — откровения казахстанки, сбежавшей от побоев мужа
При опросе выяснилось, что никто из соседей не слышал никаких криков. Также никто в то утро не заметил ни входивших, ни выходивших из дома убитой. Во всяком случае, как установил участковый, посторонних в тот день в селе точно не видели.
9-летний мальчик, сынишка, также ничего существенного не рассказал. Сообщил, что пришел из школы, а дома – пожар.
Полиция выяснила, что женщина подрабатывала портнихой – у нее обшивалось все село. Хотя заказов все равно было немного – один в месяц, не более.
Полиция начала расследование по факту убийства.
Главный подозреваемый
“Практически с самого начала полицейские стали подозревать моего сына, 27-летнего Мурата Макулбекова, – говорит Избасар МАКУЛБЕКОВ, житель села Ошакты. – Они несколько раз вызывали его на “поговорить”. Сын каждый раз возвращался с этих встреч сам не свой. Он у меня жаловаться не привык, но, видимо, и сам не понимал, чего от него хотят в полиции. Но скоро все “прояснилось”.
21 сентября 2017 года Мурата Макулбекова задержали за административное правонарушение – курение в общественном месте.
“Его вызвали к отделу полиции в Сарыагаш, и там у проходной кто-то дал ему зажженную сигарету. Мой сын вообще не курит, но, ничего не подозревая, он взял этот окурок. Я не исключаю, что это было подстроено, потому что тут же к нему подскочили полицейские и задержали. Показали, что Мурат снят на видеокамеру с дымящейся сигаретой. Моего сына повели в административный суд и там ему сразу вынесли наказание в виде трех суток ареста. Моего дядю силой заставили признаться в убийстве, которого он не совершал — шокирующие подробности запутанного убийства в ЮКО
У полицейских не имелось прямых улик, и, видимо, поэтому они решили закрыть сына по административному поводу, чтобы уже здесь своими методами добиться от него “признания”, – уверен Избасар Макулбеков.
Специальный прием
Мурата поместили в специальный приемник Сарыагашского РОВД, где отбывают наказание административные правонарушители. Предварительно фельдшер осмотрел его и не нашел никаких телесных повреждений – парень был совершенно здоров. Что и зафиксировано в медицинских документах.
“Но в спецприемнике Мурата отправили не в камеру, как полагается, а сразу провели в кабинет начальника. Здесь уже находились руководящие сотрудники Сарыагашского РОВД и оперативники. Они начали допрос по факту убийства, причем весьма своеобразными методами. Обмотали руки Мурата газетой и скотчем, привязали его к стулу, надели ему на голову противогаз и начали избиение. Били по лицу, по груди, дубинкой избивали по ступням. Добивались признания в убийстве. Избивали до тех пор, пока сын не потерял сознание”, – заявляет отец обвиняемого Избасар Макулбеков. Эти подробности спецприема он узнал от сына впоследствии, во время полученного свидания.
В результате Мурат Макулбеков признался в убийстве.
Чистосердечное признание
По версии следствия и судя по чистосердечному признанию Мурата, примерно за месяц до жестокой расправы парень сделал сельской портнихе заказ на пошив пары вещей.
С тех пор якобы он и начал добиваться взаимности от понравившейся ему замужней женщины. Но та на ухаживания не поддалась.
Не получив желаемого, парень затаил злобу. В роковой день, 19 сентября, он вновь наведался к женщине, при этом еще и вооружившись ножом. Опять получив отказ, жестоко расправился с несчастной.
Такое признание якобы сделал Мурат.
Буквально на следующий день, 22 сентября, с санкции уголовного суда он был взят под стражу уже по обвинению в совершении особо тяжкого преступления, предусмотренного статьей 99 УК РК, – “Убийство”. И соответственно из спецприемника его перевели в следственный изолятор все того же Сарыагашского РОВД, где содержатся арестованные по уголовным обвинениям. (Отметим, что и спецприемник, и следственный изолятор в РОВД Сарыагаша находятся буквально через стену друг от друга, и фельдшер там один и тот же.) Как и положено, при помещении в следственный изолятор Мурат также прошел освидетельствование (у того же фельдшера). В медицинских документах значится, что никаких повреждений на его теле не имелось. Но через полчаса к нему пришел следователь, ведущий расследование по факту убийства женщины.
Видимо, здесь у полицейских произошла накладка, потому что следователь, заметив у парня свежие синяки и ссадины, тут же повез его на освидетельствование в районную больницу Сарыагаша, где телесные травмы Макулбекова были добросовестно зафиксированы.
Спустя еще неделю Мурата переводят уже в СИЗО Шымкента. И здесь также на медосмотре выявляют на нем следы синяков и ссадин. Как казахстанские полицейские избегают наказаний за пытки и избиения
Упал с кровати
“Следы телесных повреждений четко зафиксированы. Судя по датам, имеющимся в карточках медицинского осмотра спецприемника и следственных изоляторов, а также справки из больницы, получены эти травмы в то время, когда мой подзащитный находился под стражей в спецприемнике Сарыагашского РОВД, – говорит адвокат Серик МЕДЕТОВ, защищающий интересы Мурата. – На наш запрос о причине происхождения этих повреждений полицейские сообщили, что в первую ночь, проведенную в спецприемнике, задержанный Макулбеков якобы во время сна упал с кровати. Стоит отметить, что все камеры и коридоры спецприемника снабжены системами видеонаблюдения. Мы просили предоставить нам видеозапись уж если не самого падения, то хотя бы вечернего и утреннего развода задержанных, по которым можно было бы судить, когда Мурат получил эти травмы. Но в спецприемнике сказали, что эти записи не сохранились”.
“Мы однозначно считаем, что это отговорки сотрудников спецприемника, и налицо факт избиения задержанного”, – заявляет С. Медетов.
По словам Серика Медетова, заявление о недопустимых методах допроса со стороны следствия было сделано еще три месяца назад. Однако во время досудебного следствия на это заявление почему-то внимания не обратили.
Только после того, как дело по факту убийства уже было закончено и передано в специализированный межрайонный уголовный суд, председательствующий судья Абсатар ШАХДИНОВ, изучив материалы, сразу направил дело в спецпрокуратуру. Та возбудила расследование в отношении полицейских.
Улики следствия
“Примечательно, но в деле, кроме признательных показаний подследственного Макулбекова, вообще больше нет никаких улик и доказательств его преступления, – говорит адвокат. – Так, например, следствие вначале нашло орудие преступления – нож, которым было сделано убийство. Однако первая же экспертиза установила, что ранения были нанесены совершенно не этим ножом. Тогда в деле появилась “объяснительная” от подозреваемого Макулбекова, в которой он, опять-таки чистосердечно, признается, что ввел следствие в заблуждение, предоставив другой нож. А настоящее орудие убийства он якобы выбросил неизвестно куда.
Также следствие не смогло найти одежду, в которой Макулбеков совершил убийство. Хотя по данным экспертизы, характер и многочисленность ранений на теле жертвы явно свидетельствуют, что на преступнике должны были остаться следы крови.
В деле имеется еще множество неясностей. Например, согласно данным судебно-медицинской экспертизы трупа женщины, проведенной буквально в день убийства, 19 сентября, ее смерть наступила примерно в 6–8 часов утра того же дня. По данным же следствия, Мурат совершил убийство примерно с 10 до 12 часов дня. Кроме того, 9-летний сынишка убитой говорит, что в тот день его в школу якобы провожала мама. Но, по свидетельству учителей, встречавших учеников у школы, в то утро мальчик пришел один”. Нераскрытое двойное убийство в Алматы: родственники сомневаются, что оно было случайным
Избасар Макулбеков вспоминает, что родственники убитой пытались похоронить ее в тот же день и категорически отказывались отдавать тело на проведение экспертизы. Только после настоятельного требования полиции не мешать расследованию тело погибшей передали на экспертизу.
“Мой сын в тот день все время работал в гараже – трактор соседу ремонтировал, этому есть свидетели, – говорит Избасар Макулбеков. – Он у меня младший, десятый сын. За всю свою жизнь и мухи не обидел”.
С приговором не согласны
В конце марта в Шымкенте был вынесен обвинительный приговор в отношении Мурата Макулбекова.
Он был признан виновным в умышленном убийстве с поджогом.
Буквально за день до этого в спецпрокуратуре закрыли дело по пыткам в полиции “за отсутствием состава преступления”. Вследствие чего суд посчитал, что коль скоро нарушений в действиях полиции не выявлено, то и признание Макулбекова, сделанное им на стадии досудебного следствия, является весомым доказательством его вины.
При этом адвокат Серик Медетов отмечает, что с результатами прокурорского следствия по делу пыток в полиции защитники даже не были ознакомлены.
С. Медетов уверен, что дело на полицейских было закрыто вопреки имеющимся фактам. И собирается обжаловать не только приговор, но и решение прокуратуры, закрывшей дело о пытках в полиции.
ШЫМКЕНТ