Если раньше по льготному режиму можно было ввозить оптом и товары народного потребления и плодоовощную продукцию, то теперь, ограничив вес, власти рискуют получить очередное повышение розничных цен.
Окончание, начало см.здесь
Государство утверждает, что старый порядок, согласно которому в Казахстан поступали самые дорогие товары практически по весу, не верен. Значит, таможенникам придется все считать, а предпринимателям много платить.
По такой схеме мы, потребители, находимся в самом конце списка учитываемых факторов. Поэтому за удовольствие стать одной из стран Таможенного союза заплатим, в конечном счете, именно мы.
Конечно, в любом интеграционном деле нас, в первую очередь, интересует выгода. При этом она может быть разная. Если смотреть на Таможенный союз в плане сиюминутных выгод, то их просто не будет. Если смотреть на Таможенный союз с точки зрения долгосрочной выгоды, то выгод будет предостаточно.
Фармацевты могут вздохнуть свободно
Новые правила ввоза лекарственных средств и медикаментов довольно либеральны. В частности, этого добились казахстанские переговорщики, настаивающие на поэтапном введении таможенных пошлин на импорт.
В результате лекарственные средства были включены в Перечень товаров, в отношении которых в течение пятилетнего переходного периода Казахстан будет применять ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок единого таможенного тарифа.
Это значит, что ставка таможенной пошлины на импорт лекарственных средств первые три года будет нулевой. На четвертый год — 5 процентов, на пятый год — на уровне ЕТТ.
Вместе с тем следует признать, что без доброй воли со стороны России такая норма не прошла бы. Дороговизна медикаментов — одна из основных проблем российского правительства. Цены на лекарства в РФ растут быстрее, чем пенсии, что не может не вызывать озабоченности населения.
В последние год-полтора со стороны российского правительства предпринимался ряд шагов по ограничению роста цен на лекарства. Некоторые из них (к примеру, прямое финансирование из бюджета) срабатывали на ноль, другие (попытка уменьшить количество посредников) дали свой эффект.
Так как Таможенный союз — это согласие сторон импортировать инфляцию по всей территории трех стран, российское руководство явно не устраивала ситуация, когда казахстанская или белорусская инфляционная волна накроет и Россию.
Этим и объясняется то, как легко и просто Россия пошла на поэтапное введение таможенных пошлин на импорт лекарств.
Брокеров станут «доить»
Так как согласно новым правилам Таможенного союза внешние границы перемещаются по периметру общей территории, а таможенные ставки вырастут, не самые простые времена наступили для таможенных брокеров.
Теперь их будут именовать таможенными представителями, а лицензирование их деятельности полностью отменят. Вместо лицензирования их включат в реестр таможенных представителей.
То, что им понадобится обеспечение в 1 миллион евро, стало известно еще в декабре прошлого года. Тогда же с китайско-казахстанской границы стали постепенно уходить мелкие брокеры, которые не смогли найти таких денег.
То есть работать остались лишь те, кто нашел обеспечение. Как правило, это крупные таможенные организации. С точки зрения оптимизации брокерской деятельности такая мера вполне оправдана.
В свое время казахстанское правительство резко увеличило финансовое обеспечение работы водочников. Это улучшило качество продукта и способствовало модернизации предприятий. То же самое ожидает и таможенных брокеров.
С 1 июля лицензирование заменили обязательным включением в реестр. Включение в реестр будет осуществляться территориальными подразделениями Таможенного комитета. Одновременно установлен переходный период: те, кто начал работать до вступления в силу кодекса, смогут осуществлять свою деятельность в течение шести месяцев со дня его вступления в силу.
Обеспечение в 1 миллион евро как раз для того, чтобы брокер мог нести солидарную ответственность с клиентом. Причем, эта сумма не должна быть в уставном фонде. Брокер просто должен ею располагать.
Кроме того, вместе с лицензированием ушли и лицензионные сборы, которые составляли от 5 до 19 тысяч евро по всем видам деятельности.
НДС растянут по времени
Согласно новому порядку, казахстанские предприниматели получат довольно существенную отсрочку по налогу на добавленную стоимость.
Одновременно с 1 июля для уплаты косвенных налогов появится новый документ для участников ВЭД — заявление. Его нужно подавать в налоговые органы.
Министр финансов РК Болат Жамишев утверждает, что наши бизнесмены во взаимной торговле будут иметь преференции, связанные со сроками представления налоговой декларации. Согласно кодексу, она должна быть представлена до 20-го числа месяца, следующего за месяцем поставки товара.
Чисто теоретически, если предприниматель ввез товар первого числа предыдущего месяца, то у него на самом деле будет до 50 дней.
Другое дело, как будет учитываться НДС, и каким образом его вернут.
Еще одно преимущество казахстанских предпринимателей — в сроках возврата НДС. Как и в Казахстане, Россия также возвращает его экспортерам. Но если в нашей стране срок возврата определен в срок до 60 дней, то в России — в течение 180 дней.
Вместе с тем сроки возврата НДС могут быть привлекательными для российских и белорусских экспортеров, которые тесно связаны с китайским и азиатскими рынками. У них может появиться интерес к нашей стране, а со временем они могут перевести часть или весь бизнес в Казахстан, что уже происходит на китайско-казахстанской границе. Из-за наплыва российских импортеров работы казахстанским брокерам явно прибавилось.
Бизнес будет платить меньше
В краткосрочной перспективе казахстанский бизнес будет приспосабливаться к Таможенному союзу.
В этом нет ничего удивительного. Новые правила есть устранение старых. Чтобы привыкнуть к ним, нужно время.
Поэтому на первом этапе и будет много нареканий в адрес новых условий работы на рынке. То таможенники что-то недосмотрят, то пограничники как-то не так себя поведут, то налоговики с усердием, достойным лучшего применения, станут устраивать разного рода рейды, усложняющие работу предпринимателей.
Хотя по большому счету Казахстан получит рынок со 170-миллионным населением. Многие иностранные компании, которые раньше шли в Казахстан, теперь будут приходить в Таможенный союз.
Это другая плоскость взаимоотношений, другое качество сотрудничества трех государств. Наряду с этим возможности для развития бизнеса на территории Таможенного союза получат не только казахстанские предприниматели, но и их коллеги из России и Беларуси. Это означает уплотнение конкурентной среды.
Конкуренция еще более усилится с выходом иностранных компаний в страны Таможенного союза и вступлением государств союза во Всемирную торговую организацию.
Данный процесс должен вынудить казахстанские компании работать эффективнее и постоянно думать о модернизации производства.
С другой стороны, уже давно стало ясно, что на нынешнем этапе своего развития товары, произведенные в России, Казахстане и Беларуси не нужны другим странам мира. Есть, правда, исключения, но по подавляющему большинству товаров мы уступаем в конкурентной борьбе иностранным производителям.
В таком ракурсе Таможенный союз — попытка стран постсоветского пространства создать зону наибольшего благоприятствования для собственного бизнеса. Огородившись таможенными пошлинами, мы, во-первых, приглашаем иностранных инвесторов открывать предприятия в союзе, во-вторых, внутри союза сделаем попытку выйти на новый уровень конкурентоспособности.
Практически мы создаем зону для развития собственного бизнеса. Так как подобные зоны ни с Евросоюзом, с одной стороны, ни с Китаем, с другой стороны, создать в обозримой перспективе невозможно.
А чтобы не началась консервация технологической отсталости, каждая из стран Таможенного союза должна как можно быстрее вступить в ВТО.
Иного выхода просто нет.