Зачем казахстанцам нужны китайцы - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Зачем казахстанцам нужны китайцы

Зачем казахстанцам нужны китайцы

Гости из Поднебесной: опасность или доход?

  • 29 Октября 2018
  • 8487
Фото - Caravan.kz

115 миллиардов долларов, которые китайские туристы потратили в прошлом году, путешествуя по миру, прошли мимо Казахстана. Огромные суммы страна недополучает из-за синофобии, укоренившейся среди ее граждан, и их категорического нежелания создавать комфортные условия для гостей из Поднебесной.

Китайские туристы во всем мире – желанные клиенты, что объясняется не только их многочисленностью и большой любовью к экскурсиям и культурно-развлекательным программам.

Каждое путешествие для них – масштабный шопинг. Парадокс, но граждане республики, в которой сосредоточена львиная доля мировых швейных производств, стараются одеться и обуться, выезжая за границу, потому что, как ни странно, в китайских бутиках брендовые вещи стоят на порядок дороже.

Туристы из Поднебесной считаются самыми щедрыми путешественниками. Они скупают в большом количестве не только люксовую одежду, но и аутентичные сувениры и экологические продукты – мед, фрукты, шоколад, муку, крупы, водку и вино местного производства. Они всё это чемоданами скупают! – констатирует президент Евразийской ассоциации туризма Рысты КАРАБАЕВА.

Для Казахстана китайцы – очень выгодные туристы, считает она, и в подтверждение приводит расчеты:

– В сентябре я сопровождала группу из пяти представителей Китая, которые приехали на форум в Туркестан. Они зашли в один торговый центр, там 500 тысяч тенге оставили, зашли в другой – еще на полмиллиона закупились, то есть на каждого по 200 тысяч. 550 тысяч они заплатили за проживание в отелях, не считая питания в ресторанах, еще 1,4 миллиона – за авиабилеты, – приводит пример Карабаева. – Другая делегация из Гонконга, путешествующая по программе “Один пояс – один путь”, посетила Астану и Алматы – 31 человек.

В течение семи дней казахстанские отели на них заработали 2,2 миллиона тенге, рестораны в двух городах – 1,7 миллиона, транспортные компании – 700 тысяч, авиакомпания – около 5,5 миллиона тенге. Эти деньги лишние для нас?

Чтобы привлекать больше гостей из соседней страны, еще в 2015 году Казахстан подписал с Китаем меморандум, позволяющий въезжать в страну по групповой визе.

С одной стороны, у РК появился статус страны, рекомендованной для посещений китайскими групповыми туристами, с другой – возможность принимать их, одновременно контролируя незаконную иммиграцию из Китая.

Но надежды на увеличение потока путешественников из Поднебесной не оправдались: если в 2014 году, до подписания меморандума, Казахстан посетили 228 617 граждан Китая, то в 2017 году – всего лишь 94 817 человек, то есть в 2,4 раза меньше.

А иначе и быть не может, если не создавать для этих весьма перспективных туристов особые условия. Соседняя Россия, в отличие от Казахстана, приложила максимум усилий для развития туризма с Китаем. Все более изобретательными там становятся программы лояльности.

Крупные торговые центры, рестораны, музеи готовы водить хороводы вокруг гостей из Поднебесной: специально для них нанимают гидов и продавцов, владеющих китайским языком, дублируют информацию на баннерах, адаптируют ресторанные меню, организовывают яркие новогодние программы по лунному календарю, выпускают карты туриста со скидками.

Крупные аэропорты гостеприимно пестрят иероглифами, чтобы пассажирам из соседней страны в ожидании рейса захотелось сделать побольше покупок в дьюти-фри. Там, наконец, заработала система “tax free”, что тоже не могло остаться без внимания путешественников из Восточной Азии. В результате число китайских туристов, посетивших Москву и Санкт-Петербург в 2017 году, увеличилось по сравнению с 2016 годом почти на 30 процентов. Казахстану до такого – как до Марса. Отец казахской девушки, чью свадьбу с китайцем сорвали в Алматы: Не судите меня, да не судимы будете

– Проблема в том, что в нашей стране опасаются всего китайского. Нужно признать: ксенофобия у нас есть, и даже в сфере туризма это ощущается. Вместо того чтобы создавать удобную инфраструктуру, интересные именно для туристов маршруты и зарабатывать на этом, мы боимся. Чего? Разве мы сами не отдыхаем и не лечимся на Хайнане? Разве не ездим за крупными покупками в Урумчи и Гуанчжоу? Мы же не боимся, что наши девушки там останутся, чтобы замуж выйти. Мы сами оставляем там кучу средств, вместо того чтобы привлекать китайские деньги в экономику Казахстана.

Мы одеваемся в китайское, обуваемся в китайское, едим из китайской посуды. Даже на тойбастары сувениры китайские покупаем.

А когда речь идет о том, чтобы китайцы у нас в стране свои деньги оставляли, то запускаются псевдопатриотические чувства, включается ксенофобия. То есть казахстанцы из нерациональных патриотических чувств сами сопротивляются тому, чтобы китайские туристы тратили как можно больше денег в Казахстане, – недоумевает Рысты Карабаева.

Казахстанцы если и ориентированы на прием туристов, то желательно европейских или американских. Но это – не более чем их голубая мечта, считает президент турассоциации.

– Европа, Америка делают ставку в первую очередь на внутренний туризм. В США более 98 процентов путешествуют по своей стране. Мы зачем-то ждем мифических гостей издалека, а самые близкие к нам – это соседние страны: Россия, Китай, и принимать их туристов у нас больше шансов, – настаивает она. – Китай сейчас – мировой тренд.

Один пример: очень непростые отношения в данный момент между Японией и Китаем, а как поставлен туризм! В год Япония принимает 7,5 миллиона китайских туристов. Представляете, сколько денег они на них зарабатывают?

А мы для китайцев – незнакомый сосед, к которому хочется съездить в гости, тем более между нашими странами сложились теплые отношения. К тому же в КНР сейчас есть госпрограмма, которая позволяет путешествовать по миру на льготных условиях, а значит, выезжать из страны они будут всё больше. Так почему нам этим не воспользоваться? В чем причины казахстанской синофобии

Чтобы нарастить поток китайских туристов в Казахстан и значительно увеличить их траты здесь, нужно учитывать интересы этих людей, считает Рысты Карабаева.

Практически все они используют для покупок систему “WeChat”, значит, необходимо ввести ее. Необходимо также организовать систему “tax free”, чтобы стимулировать покупки и знать статистику трат.

В идеале – дать возможность получения туристической визы в электронном виде, соблюдая при этом установленные правила. И тогда программа “Один пояс – один путь” действительно принесет казахстанскому туризму огромные дивиденды.

Справка “КАРАВАНА”

В 2017 году общая численность выездных китайских туристов составила 131 миллион человек. Из них посетили Казахстан менее 95 тысяч человек.

АСТАНА