Зачем казахам в современном обществе деление на жузы - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+3 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Зачем казахам в современном обществе деление на жузы

Зачем казахам в современном обществе деление на жузы

Деление на жузы у казахов – атавизм прошлого или способ самоидентификации? Возможность сохранения связи с предками или желание выделиться и получить благодаря принадлежности к роду тепленькое местечко?

  • 2 Февраля 2015
  • 1765
Фото - Caravan.kz

Президент общественного фонда “Республика – Регион – Развитие” Галым Байтук с долей шутки говорит, что казахи не делятся на роды – они в них состоят.

"То, что сегодня происходит деление, делается, скорее, для вхождения в информационные потоки, налаживания связей. Мол, если вокруг собрались сородичи, то будет легче решать вопросы. Но на деле может оказаться совсем не так, и даже наоборот. Взятый на работу соплеменник может оказаться никудышным менеджером", — сказал Байтук в интервью газете "Караван".

Однако желание группироваться по какому-либо признаку остается. Так почему бы не группироваться по признаку рода?

В советское время деление на жузы отчасти негласно поддерживалось руководством страны: так легче было управлять. Для нынешнего понимания политического расклада, наверное, это тоже неплохо: все знают – там “наш” сидит, а там “не наш”. В целом это некоторым образом подстегивает конкуренцию во власти.

Любопытно, но, по мнению одного из экспертов, пожелавшего остаться неизвестным, расстановка сил в сегодняшней властной элите этот баланс сил сильно нарушает в пользу Старшего жуза. Но на первый план выходят не столько жузовые и родовые интересы, сколько клановые, объединяющие людей по более широким интересам, по сути, делится не только власть, но и бизнес.
По мнению политконсультанта научно-образовательного фонда “Аспандау” Еркина Иргалиева, жузовое деление давно вымирает.

"Жузовые механизмы и структуры в политике и экономике – зло очевидное. Это безусловный факт исторического прошлого нашего народа. Он не имеет и не должен иметь никакого будущего в рамках экономических и политических реалий Казахстана XXI века. И для этого нужно сегодня честно и беспристрастно разобраться с ним раз и навсегда", — говорит Иргалиев.

По его мнению, жузовая идентификация не справилась с задачей интеграции общества и может быть использована как орудие против целостности.

Жузы как триединство умерли в 1831 году. Как идентификаторы умерли в период сталинской модернизации. Как культурно-этнические анклавы умерли в период создания “советского народа”. Сейчас наблюдается попытка искусственного возрождения жузовой системы для защиты процесса первоначального накопления капитала. После завершения этого процесса жузы вообще отомрут как политологическое понятие. Сословия же будут сформированы не по жузо-племенному типу, а по праву собственности, считает эксперт.