"За время карантина наши дети потеряли 10 килограммов”: как проходит проверка в Центре оказания специальных соцуслуг - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"За время карантина наши дети потеряли 10 килограммов”: как проходит проверка в Центре оказания специальных соцуслуг

"За время карантина наши дети потеряли 10 килограммов”: как проходит проверка в Центре оказания специальных соцуслуг

Кажется, нас услышали! Уже вторую неделю идет прокурорская проверка в Центре оказания специальных социальных услуг № 3 “Шанырак” г. Алматы.

  • 7 Декабря 2020
  • 1049
Фото - Caravan.kz

О творящемся там беспределе по отношению к самым беспомощным старикам “КАРАВАН” рассказал 30 октября 2020 г. в материале “Ваш папа часто писает”

Проверку проводят 2 старших прокурора Службы по защите общественных интересов прокуратуры г. Алматы – Мерлан ШОТЫКОВ и Ахан ИСКАКОВ. По мере необходимости они привлекают к работе специалистов из других организаций. В первый же день были приглашены работники СЭС, специалист по питанию, сотрудник ДЧС, которые выполнили свою часть работы.

Тревогу вызывает то, что уже на второй день после хорошего старта проверяющие из прокуратуры разделились. Мерлан Шотыков отправился в ЦОССУ №1 “Демеу”, который тоже охвачен проверкой. А в “Шаныраке”, где, на наш взгляд, для серьезной комиссии непочатый край работы, остался один Ахан Искаков. Да и того, похоже, постоянно отвлекают на другие поручения. Так что в первую неделю комиссия в ЦОССУ № 3 работала всего 2 неполных дня.

Желающих быть услышанными набралось очень много, а слушать было некому. Работать с документами – тоже.

“Какие графики?!”

Не хочется поддаваться скепсису, но за прошедший после выхода материала месяц это уже вторая комиссия. Первая, в которую входили члены общественного совета г. Алматы и представитель департамента комитета труда, социальной защиты и миграции г. Алматы, тоже начинала неплохо. Викторию Баженову, которая являлась услугополучателем центра “Шанырак” и основным источником информации, слушали, хватаясь за сердце: “Как такое возможно?!”. На снимок с пролежнями ее матери не все решались взглянуть. Соглашались, что меры по результатам проверки должны быть радикальными. Депутат городского маслихата Роза БАДАЕВА, вспоминая предыдущую комиссию, в которой ей довелось участвовать и которая неизвестно чем закончилась, утверждала, что уже тогда предлагали кое-кого из руководства уволить.

Что случилось после первого заседания, неизвестно. Но на втором сама же депутат неожиданно для тех, кто пришел рассказывать и предъявлять доказательства, объявила, что всё и так подтверждается, поэтому слушать людей и смотреть видео комиссия больше не будет. А в следующий раз присутствующих ознакомят уже с решением. “На днях решение комиссии лично я должна озвучить. Вы меня, свидетели, слышите, да?” – сказала Роза Кенесхановна.

Озвучили не решение, а рекомендации. Что, вы думаете, они собой представляли? В каждой комнате паллиативного отделения предлагалось повесить графики приема лекарств и уборки помещений. Чтобы любой видел: таблетку дали, пол помыли, пыль протерли. Рекомендовалось также улучшить питание проживающих в центре. Разместить камеры, где только можно, включая жилые помещения, и так далее.

В принципе, всё предложенное имело право быть. Но на фоне озвученных в материале фактов выглядело насмешкой и над нами, и над стариками, и над здравым смыслом.

Виктория Баженова опомнилась первой: “Какие графики? Какое улучшение питания? Речь о том, что людей вообще не кормят!”. Комиссия с ней не спорила. Собралась и ушла.

Я думала, навсегда. Но состоялась еще одна встреча. Кроме дам-общественниц, пришли человек из полиции и работник управления социального благосостояния. На этот раз Баженова заставила себя слушать. Хотя никто и не противился: накануне в центре умерла ее мать. А главное – тем же вечером Виктория, главный возбудитель спокойствия, уезжала далеко, в Калининград, увозя с собой цинковый гроб. Нет человека – нет проблемы.

Не дожидаясь решения этой комиссии, редакция “КАРАВАНА” обратилась в Генеральную прокуратуру и прокуратуру г. Алматы. По нашему мнению, там должны были сразу отреагировать на выступление газеты. Но практика такова: журналисты пишут острый материал, и они же рассылают запросы и письма с просьбой принять меры. На этот раз пришлось писать даже мажилисменам. Трое из них – Владислав КОСАРЕВ, Куаныш СУЛТАНОВ и Бактыкожа ИЗМУХАМБЕТОВ – поддержали нас. В итоге была создана работающая сейчас прокурорская комиссия.

“Не война же, чтобы хлебом не наедаться!”

Мы не знаем, какие скелеты в шкафах ЦОССУ № 1 обратили на себя внимание прокуратуры. Но после выхода статьи о ЦОССУ № 3 к нам пришли матери проживающих там (в центре № 1) лиц с нарушениями ментального здоровья Хабибжамал АСАНОВА и Алмагуль ТЕМИРБЕКОВА.

– За время карантина наши дети (имеется в виду степень родства, а не возраст. – Авт.) потеряли в весе кто 10, кто 12 килограммов. То есть их там почти не кормят. Пищевой блок в интернате не работает, еду готовит фирма, находящаяся на аутсорсинге. И хотя питание получателей услуг этого центра предусматривает более 10 пищевых режимов, на деле всем дают одно и то же, – поведали женщины.

Как выяснилось, проблемы с питанием в ЦОССУ № 1 начались давно.

– Моя дочь находится в этом центре с 2016 года, – говорит Алмагуль Темирбекова. – Почти сразу я заметила, что едой там вообще не пахнет. Что это за еда? В лагмане – крошечка мяса. Как бывшая диетсестра, я хорошо разбираюсь в вопросах питания. Если за один обед в каждую тарелку (а в интернате 600 человек) недоложить несколько граммов мяса, “экономия” составит около 16 тысяч тенге. Наверное, в этом дело?

Окончательно сразило Алмагуль Сапаргалиевну открытие, что больные люди не получают в достаточном количестве даже хлеб.

– При мне у обедающих спросили: “Кто еще хлеба хочет?”. Все закричали: “Я! Я!”. У меня волосы дыбом встали. Не война же, чтобы хлебом не наедаться. Значит, их постоянно недокармливают, – говорит обеспокоенная мать.

Родители-активисты стали вести контроль и обнаружили не только недовложение продуктов питания, но и произвольное занижение норм.

В меню вместо положенных 20 граммов масла может стоять 15, вес котлеты при норме 120 граммов могут уменьшить до 90 и так далее.

– В этом году вообще карантином все прикрылись. С нашей стороны наблюдения за питанием не было, и они могли творить что угодно.

По заявлению родителей в январе рабочая группа общественного совета г. Алматы посетила ЦОССУ № 1 “для ознакомления с процессом приготовления и организации питания услугополучателей центра”.

– Мы вместе ходили, на всё смотрели “одними глазами”, но выводы сделали разные. Члены рабочей группы никаких нарушений не обнаружили, – сказали гостьи “КАРАВАНА”.

Надеемся, у проверяющих из прокуратуры со зрением и слухом полный порядок, и они во всем разберутся.

АЛМАТЫ