Новый импульс для развития получат практически все сегменты финансового сектора, начиная от банковского и заканчивая микрокредитными финансовыми организациями.
Так, например, в Концепции развития финансового сектора РК предусматривается либерализация доступа иностранных банков на казахстанский финансовый рынок.
По мнению авторов документа, это не только подготовит банковский сектор к вступлению Казахстана во Всемирную Торговую организацию, но и усилит конкуренцию в банковском секторе. Либерализация предусматривает открытие филиалов иностранных банков в Казахстане.
Как известно, это один из самых болезненных вопросов. Россия, например, воспротивилась открытию прямых филиалов банков-нерезидентов, полагая, что здесь напрямую затрагивается вопрос безопасности национальной финансовой системы. В Казахстане к подобной либерализации финансового рынка отношение тоже неоднозначное. Некоторые эксперты полагают, что вход иностранных банков через филиалы может пошатнуть устойчивость отечественного банковского сектора.
Во-первых, контролировать и регулировать деятельность филиалов чрезвычайно сложно, если не сказать больше — контролировать и регулировать их в рамках существующего правового поля практически невозможно. Во-вторых, даже с открытием филиалов казахстанские банки могут столкнуться с жесткой конкуренцией, а если иностранная кредитная организация начнет агрессивную игру на розничном рынке, то наши могут и проиграть.
В Агентстве финансового надзора понимают это, и поэтому вопрос доступа иностранных банков долгое время откладывался под предлогом, что отечественная финансовая система к такому повороту событий не готова.
Но и сейчас, когда вопрос практически предрешен, в АФН не намерены форсировать события. Несмотря на то, что в концепции либерализация финансового рынка едва ли не стоит первым пунктом, это вовсе не значит, что Казахстан готов уже сегодня включить зеленый свет для банков-нерезидентов.
Вероятно, сначала будут усовершенствованы законодательство и пруденциальные нормативы, на иной качественный уровень поднят надзор — только тогда откроются новые возможности для иностранных банков по ведению бизнеса в Казахстане.
Что же касается непосредственно казахстанских банков, то они тоже будут готовиться регулятором к повышенной конкуренции. В первую очередь речь идет о совершенствовании консолидированного надзора и обеспечении прозрачности в отношении структуры собственности. Для устойчивости банковской системы будут усовершенствованы процедуры банковского надзора в области кредитования недвижимости, экспансии банков на внешних рынках. Вероятно, под особым контролем будет находиться и активное внешнее заимствование на внешних рынках. В этом году «лимит» ужесточений исчерпан — глава Национального банка Анвар Сайденов пообещал, что второй блок нормативов, ужесточающих требования к минимальным резервам коммерческих банков, введен не будет. Однако принятие этой меры не исключено в будущем.
Для накопительных пенсионных фондов, напротив, грядут некоторые послабления.
В частности, предусматривается расширение спектра финансовых инструментов, в которые можно инвестировать пенсионные активы. Это потребует изменений пруденциального регулирования и перехода к рейтинговой оценке ценных бумаг, которые разрешены к инвестированию. Сейчас, как известно, во главу угла положена листинговая оценка ЦБ: в бумаги эмитентов, находящихся в высшей категории листинга «А» инвестировать пенсионные деньги можно, а вот категория «В» находится под запретом (хотя листинг «А» вовсе не является гарантией для НПФ от дефолта эмитента).
Кроме того, для НПФ откроются новые возможности, например, по хеджированию валютных рисков.
АФН намерен выработать четкие критерии для оценки конкурентоспособности НПФ.
В настоящее время есть только отдельные составляющие такой конкурентоспособности, как-то — средневзвешенная номинальная доходность, сумма пенсионных активов, количество вкладчиков. А как в целом оценивать состоятельность того или иного фонда, совершенно неясно.
В отношении страховых организаций в среднесрочной перспективе предусматривается целый ряд мер, направленных не только на развитие страхового рынка в целом, но и на повышение рентабельности страховых организаций. Прежде всего, будет совершенствоваться законодательство об обязательных видах страхования. Сегодня далеко не все виды обязательного страхования являются привлекательным продуктом для страховщиков. В частности, страхование гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств является убыточным для большинства страховых организаций — в последние два года несколько страховщиков добровольно отказались от лицензии, мотивируя свое решение тем, что данный вид страхования отрицательно сказывается на финансовых итогах компании.
Именно эта ситуация вынуждает участников рынка инициировать введение адекватных размеров страховых тарифов, которые бы позволяли покрывать риски данного вида страхования. Насколько известно, тарифная политика уже разработана, что дает страховым компаниям надежду на развитие цивилизованного рынка страхования ГПО автовладельцев. Вероятно, претерпит изменения и само законодательство, поскольку возникает необходимость внесудебного урегулирования страховых случаев.
Также будет продолжена работа по развитию инфраструктуры страхового рынка, становлению системы риск-менеджмента в страховых организациях, увеличению капитализации страховых организаций.
Что касается системы микрофинансирования, то основной упор будет сделан на государственную поддержку микрокредитных товариществ и организаций. Сегодня они, к сожалению, имеют ограниченный доступ к финансовым ресурсам, что затрудняет не только их развитие, но и развитие микрофинансирования в стране в целом.
Новая концепция развития финансового сектора в целом логично укладывается в те рамки, которые, в общем-то, определяются необходимостью текущего момента.
Но когда все меры будут реализованы, Казахстан в итоге получит качественно иную финансовую систему, приближенную к мировым стандартам.
Фото с сайта http://www.menatepspb.com