За шлепок собственного ребенка придется платить миллионы? - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
За шлепок собственного ребенка придется платить миллионы?

За шлепок собственного ребенка придется платить миллионы?

Если мама или папа ненароком шлепнут своего ребенка, они могут готовиться к уголовному преследованию.

  • 27 Января 2021
  • 450
Фото - Caravan.kz

Родителей обяжут не оставлять без присмотра детей в возрасте до 12 лет. Все эти шокирующие правила станут законными в том случае, если будут приняты соответствующие поправки в законодательство. Разработчики нововведений уверены, что такой переворот в семейно-бытовых отношениях должен помочь на ранних стадиях предотвращать насилие в семьях. Чем вызвали бурю в обществе.

Ожесточенные споры в стране спровоцировали 3 законопроекта: “О противодействии семейно-бытовому насилию”, “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам противодействия семейно-бытовому насилию”, “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам защиты прав ребенка”.

Например, родителям нельзя будет оставлять детей, не достигших 12-летнего возраста, без присмотра, в том числе на улице, дома, в автомашине, не достигших 14-летнего возраста – в местах массового купания. Надо же было так загнуть. Зачем приучать ребенка держаться за мамкину юбку и цепляться за папкины штаны? Нонсенс. Лучше бы подумали, как помочь воспитать в детях самостоятельность, научить правилам безопасности. Подчас набить себе шишку – тоже большой жизненный урок. Да и няньку нанять, чтобы следить за подростком и нос ему вытирать, – еще один весомый удар по кошельку родителей.

Юрист Салтанат РАХИМОВА тоже не соглашается с пунктом, по которому родители обязаны не оставлять детей, не достигших 12-летнего возраста, без присмотра.

Многие родители вынуждены отправлять своих детей самих добираться до школы, начиная с младших классов, то есть с 7–8 лет. А куда деваться?

– Мои дети с 1-го класса сами ходили в школу, а с 3-го – ездили на автобусе. Многие из нас на работе, мы заняты целыми днями, мы не можем сопровож-дать детей в школу и обратно, в том числе и в транспорте. Другое дело, дети не должны беспризорно ходить по улицам, – считает юрист Салтанат Аскаровна.

Задумки разработчиков поражают. Например, за шлепок своему чаду родителя могут привлечь к уголовной ответственности: штрафу до 1 000 МРП (а это – 2 778 000 тенге), общественным работам до 500 часов, лишению или ограничению свободы на срок до 2 лет. Каково? Разве в детстве отчаянных сорванцов не наказывали? Ничего, выросли нормальными людьми. Разумеется, поощрять рукоприкладство – последнее дело, есть грань, через которую переступать нельзя. Но родители сами знают, когда несовершеннолетнему балбесу дать пряник, а когда – “волшебный пендель”.

Против предполагаемых новшеств, обратившись к руководству страны, выступили общественные активисты республики. Они считают, и справедливо, что законопроекты недоработаны и “дискриминируют естественное право родителей на воспитание своих родных детей”. Для чего нужно ужесточать закон, недоумевают активисты. Забота о ребенке и способ его воспитания – личный выбор только его родителей в их частной жизни. В случае принятия нововведений разрушатся семейные ценности, будут поощряться всякого рода доносительства на семьи, а в отношении семьи – применяться репрессивная государственная политика. Практически делается упор на законодательные нормы по предупреждению и реагированию на семейно-бытовое насилие европейских стран. Не надо сравнивать их менталитет и культуру с нашими традициями и обычаями. Зачем идти у них на поводу? Всё ли там благополучно по части воспитания детей?

Не приведет ли это к тому, что в Казахстане дети будут называть родителей, давших им жизнь и воспитание, не “папами” и “мамами”, а “родитель № 1” и “родитель № 2”?

Как бы не выплеснуть младенца вместе с грязной водой…

Другая новая нашумевшая норма – это право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Он также может быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Одним словом, учет мнения дочки или сына, достигших возраста 10 лет, планируется сделать обязательным.

– При совершении любой сделки, получении кредита, залоге имущества необходимо будет нотариальное согласие ребенка, что будет являться лишней финансовой нагрузкой для семейного бюджета, ну и пустой тратой времени. 10-летний ребенок еще не понимает смысла своих действий и совершаемых сделок. Вообще, правоспособность гражданина возникает в момент его рождения. Но есть понятие “дееспособность”, то есть способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, – продолжает разъяснять юрист. – Думаю, исходить надо из этой нормы закона, а предлагаемая норма, предусматривающая учет мнения ребенка начиная с 10 лет, – не нужна вовсе.

Помогите тирану

В документе предлагается ужесточить наказание за домашнее насилие, расширить полномочия полицейских и запрещать семейным агрессорам приближаться к семье. Намечено расширить полномочия полицейских в вынесении защитных предписаний: 30-дневный запрет на контакты и общение с пострадавшими и детьми, на встречи с ними и их преследование может выноситься как по фактам бытового насилия, так и по результатам идентификации такой угрозы. В Казахстане существует Закон РК “О противодействии семейно-бытовому насилию”, но предусмотренные в нем меры профилактики, предупреждения повторных насильственных действий на практике, признаем, не работают. Факты бьют, что называется, не в бровь, а в глаз. Например, Атырау шокировало убийство мужем своей беременной жены. Трагедии предшествовали избиения и методичное насилие. Такие случаи нередки.

Теперь поведение агрессора будет корректироваться при помощи программы медико-психологической помощи, которая разрабатывается. Прохождение такой программы для тиранов станет устанавливать суд.

– В наше время многие люди испытывают тревогу и воспринимают жизнь как сплошную борьбу: надо обеспечить себе высокий уровень жизни, много зарабатывать, построить большой дом, обязательно отдыхать за границей и т. д. Не всегда намеченное удается воплотить в жизнь, и поэтому у людей начинается депрессия. В связи с этим профессиональная психологическая поддержка в виде профилактики может быть рекомендована в любом возрасте, а уж семейным насильникам такая психокоррекционная помощь нужна тем более, – уверена Салтанат Рахимова.

Увы, когда дома отсутствует уважение между членами семьи, нет гармонии и взаимопонимания, при ссорах и драках страдают дети. Физически они могут пострадать при защите своих матерей, психологически – априори всегда.

Освободиться из капкана

Надо заметить, что точных данных о количестве жертв домашнего насилия в Казахстане нет, а эксперты уверены, что таких случаев по республике огромное количество. В Атырау в 2020 году в полицию с заявлениями о семейных скандалах с рукоприкладством обратились около 900 женщин.

– За совершение правонарушений в сфере семейного быта в отношении женщин по ст. 73 КоАП РК составлено 515 протоколов на их мужей и сожителей, – проинформировала сотрудница подразделения по защите женщин от насилия управления полиции г. Атырау Самал СУПАЛИЕВА. – Вынесено 1400 защитных предписаний, установлено 320 особых требований к нарушителям. Зарегистрировано 4 факта уголовных преступлений. Извращенная любовь: мужья ломают им руки, ноги, прижигают утюгом, насилуют дочерей, а они все равно “любят”.

Как отметили в полиции, в семейно-бытовых преступлениях часто потерпевшая сторона на второй или третий день отказывается от своих первоначальных показаний.

– Ежедневно в полицию поступает порядка 15–20 звонков, связанных с семейными ссорами. Когда мы начинаем привлекать к уголовной или административной ответственности, супруги отказываются от дачи заявлений, отрицают факт бытового насилия. Такое бывает в 50 процентах случаев, – пояснил первый заместитель начальника управления полиции г. Атырау Ерлан БИГАМБАЕВ.

Обратившиеся в полицию женщины на вопрос, почему они забрали заявление об избиениях ребенка своим отцом, часто отвечают в том плане, что в душе надеются на исправление агрессора. При этом понимая тщетность призрачной надежды.

То, что ситуация с семейно-бытовым насилием требует решения, выработки нового механизма противодействия домашнему насилию, не вызывает никаких сомнений. Только не надо идти напролом, вызывая вполне понятное недовольство людей, шокированных намечаемыми разработками, не просчитывая на много шагов вперед. Тут, как в заповеди врача, – не навреди.

АТЫРАУ