За права человека! - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+25 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
За права человека!

За права человека!

В минувшее воскресенье, 10 декабря, планета отметила 58-ю годовщину Всемирного Дня прав человека - праздника, учрежденного в честь провозглашения 10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав человека - основополагающего международного документа по правам человека.

  • 11 Декабря 2006
  • 1437
Фото - Caravan.kz

Объявляя этот праздник, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций отметила, что декларация является «крупным шагом вперед по пути человеческого развития и каждая ее годовщина должна достойно праздноваться во всех странах».
Однако документ, в честь которого провозглашен праздник, призывает не только отмечать и раз в год вспоминать о проблеме, но и в течение года стараться защищать права человека, устранять нарушения, ликвидировать дискриминацию, бороться с насилием и так далее.
Вот уже 58 лет планета живет в борьбе, однако до сих пор устранить проблему не может.
Образовываются международные организации, стоящие на страже правопорядка, мировые лидеры призывают к справедливости. На всевозможных конференциях обсуждают способы борьбы и достижения, казалось бы, абстрактные категории, а между тем по всей земле из-за несоблюдения режимами и правительствами этих самых абстрактных прав страдают реальные люди.
В канун всемирного дня защиты прав человека мировые публичные фигуры призвали к гуманности и справедливости.
США
В Нью-йоркском Time Warner Centre Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, покидающий свой пост, в канун Всемирного дня прав человека выступил с критикой правительств. Он посвятил 10 лет своей работы в ООН тому, чтобы сделать «права человека» главной категорией, для исполнения которой работает ООН, но до сих пор не уверен, удалось ли ему сдвинуть мир с мертвой точки уважения НАШИХ прав.
«Я не уверен, насколько мне удалось это, насколько близко мы находимся к тому, чтобы совместить мой взгляд на защиту прав человека, развитие, сохранение мира и стабильности с работой ООН», — сказал Аннан.
Несмотря на принятие лидерами на прошлогоднем саммите доктрины об «ответственности защищать» подвергнутых опасности граждан, а также уроки, вынесенные из бедствий в Руанде и Боснии в течение 1990-х, «наши отчеты все еще говорят о сотнях уничтоженных деревень и зверствах, совершаемых над людьми» в охваченной войной суданской области Дарфура, сказал он.
«Как такое возможно, чтобы международная общественность, которая обязалась защищать права человека, позволяет этому ужасу продолжаться?», — вопрошал Аннан. — «Мы достаточно говорили об этом, достаточно стыдили. Весь этот стыд может быть разделен теми, кто ценит абстрактные категории суверенности больше, чем жизни реальных семей, теми, для кого солидарность означает быть заодно с правительством, а не народом, и теми, кто боится остановить убийство из-за страха навредить своим коммерческим интересам».
Аннан раскритиковал правительства, которые пытаются изображать принцип ответственности за защиту в качестве империалистического маневра против развивающихся стран. «Все это неверно. Мы могли бы достичь лучшего и должны. Мы должны развивать ответственность за защиту как мощную международную норму, которая бы не только обсуждалась, но и осуществлялась на практике когда нужно и где нужно», — сказал Аннан.
Европа
В Брюсселе действующий председатель ОБСЕ, Министр иностранных дел Бельгии Карел де Гухт сделал заявление о том, как важно сейчас обратить пристальное внимание на трудности, с которыми сталкиваются защитники прав человека.
«Защищать тех, кто в гражданском обществе или в своем правительстве продвигает идею прав человека ежедневно, — наш долг», — сказал министр де Гухт. — Слишком часто все, кто борется за права человека, подвергаются агрессии, преследованиям, гибнут, тогда как они должны вознаграждаться. Ситуация, к сожалению, просто деградирующая».
Председатель ОБСЕ считает, что отношение к защитникам прав человека напрямую отражает ситуацию с исполнением прав человека в стране и уровень реформирования законодательства, следование международным принципам.
Если в стране преследуются борцы за справедливость, оппозиционеры, религиозные и общественные деятели, значит, власть боится гласности и не исполняет международные обязательства.
«Я твердо считаю, что с того времени, как страна стала членом ОБСЕ, она подтвердила свою приверженность исполнять все обязательства в сфере прав человека, поэтому такая страна должна защищать и поддерживать тех, кто отстаивает права человека», — сказал де Гухт. — «Давайте вспомним сегодня всех тех, кто заплатил слишком высокую цену за то, во что верил, и дадим обещание, что мы продолжим их борьбу за законность».
Призывали бороться за законность, а не кормить обещаниями или отговорками и участники международной конференции, которая завершилась на прошлой неделе в Европейском Парламенте в Брюсселе.
В «Продвижении идеалов демократии: европейский путь» приняли участие представители правозащитных организаций, политики Европы, США, Азии, Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки, а также стран СНГ, включая Казахстан.
Они обсудили главные проблемы демократического развития своих регионов, соблюдения прав человека и поделились опытом.
Казахстанский правозащитник, Директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис, выступая на конференции, заявил, что в мире вообще не осталось такого понятия как демократия, институты, призванные защищать ценности гуманизма, стагнируют, а государства и международные организации занимаются решением каких угодно проблем, только не человеческих (права человека, дискриминация, борьба с бедностью, торговлей людьми, т.д. — пояснение автора).
«В мире наблюдается демократический кризис, — сказал по окончании конференции в интервью журналисту Караван.kz Евгений Жовтис. — Потому что демократические государства, которые являлись главными промоутерами демократических ценностей и прав человека, формулировали их, давали понимание и толкование, сами не всегда действуют в соответствии с собственными декларациями и на каком-то этапе теряют моральное право говорить о том, что то, во что они верят и что продвигают, есть демократия».
Правозащитник привел примеры событий в тюрьмах Абугрейб и Гуантанамо, ситуации в Афганистане и Ираке, миграционной политики в Европе или взаимоотношений с различного рода режимами. Он считает, что демократии грозят и такие враги как наличие нефти, газа, война с террором и геополитика.
«К сожалению, эти враги становятся все сильнее. И если развитые демократии не стоят жестко на принципах, то они теряют моральное право. И оставляют остальных в состоянии возможности авторитарным лидерам и диктатурам указывать и говорить, что «вы, мол, тоже не сильно придерживаетесь собственных заявлений», — говорит Евгений Жовтис.
Помимо кризиса морального, в мире также существует чисто технический кризис, «кризис механизмов», который также мешает решать «правочеловеческие» проблемы.
«Если мировое сообщество приняло десятки международных договоров по правам человека, которые ратифицировали практически все страны, включая такие диктатуры, как Туркменистан, и жестко авторитарные режимы, как Узбекистан или Беларусь, и они их явно не выполняют, и ни ООН, ни ОБСЕ не в состоянии на это влиять, то появляется большая проблема с самими организациями, с существованием международных обязательств в области прав человека и демократии, как таковых», — считает Евгений Жовтис.
Ведь если механизмов влияния на соблюдение стандартов нет, то возникают совершенно логично двойные стандарты, особенно в плане расставления мест и оценивания.
«Кризис этот приводит к тому, что мир все больше и больше под видом борьбы с терроризмом ограничивает права и свободы человека, под видом безопасности тот же Запад скатывается к преобладанию интересов государства над индивидуальными правами и свободами, и идет процесс крайне печальный», — говорит правозащитник Жовтис.
«Среди договоров, многосторонних или двусторонних, заключаемых государствами, договора о правах человека превращаются в договора третьего сорта. Экономические соглашения, получается, неудобно не выполнять. Соглашения по безопасности и связанные с военной сферой никому в голову нарушать не приходится. А договора о правах человека, хоть они такого же уровня и подписаны в рамках организаций, выглядят как фиговые листочки, чтобы уж сильно не говорили, что ты не подписал».

***

Исполнение прав человека — категория, ставшая в последнее время мерой степени цивилизованности страны. Запад, стоящий на планку выше по экономическому развитию, чем все остальные страны, теперь занимается продвижением высших идеалов, зачисляя страны в клуб «честных» и раздавая медали.
Развивающиеся страны же больше провозглашают себя борцами за идеалы гуманизма, стараясь угодить Западу и стать партнером в экономических отношениях, нежели действительно следовать международным конвенциям.
А поскольку рычагов давления как таковых нет, да и мало ли какие страны пойдут на крайние меры, степень наказуемости, как и само наказание, виснут в воздухе.
Кто станет мировым судьей в вопросах законности?
Кто заставит правительства действительно следовать подписанным документам?
Всемирный день прав человека — абстрактная дата, отмечающая начало борьбы, которой не видно конца.
Дата памяти тех, кто посвятил жизнь борьбе за права и свободы людей, которых защитить некому, потому что реальное соблюдение прав человека, увы, не приносит материальной прибыли, а беда одного конкретного человека мало кого волнует в этом мире. Кроме него самого, его близких и родных, друзей и знакомых, борцов-одиночек и товарищей по несчастью.
И ситуация не изменится, пока люди, стоящие у руля государств не осознают, что права людей, их благополучие и благополучие их семей в долгосрочной перспективе тоже может превратиться в прибыль, о которой так беспокоятся правители. Только прибыль эта невидимая в масштабах государства и бюджетных цифрах. Она косвенная.
Появится она только тогда, когда каждый из нас увидит и осознает, что государство его бережет и заботится о нем по-настоящему, и только тогда он будет трудиться на благо своей страны, болея за дело и отдавая ему все силы, когда он будет видеть, что стране он нужен.
Нужен как человек с его правами и свободами, а не как единица статистики или возможного электората.