Но старт дискуссиям по вопросам, связанным с данным статусом республики, уже дан.
На этой неделе в Алматы прошел круглый стол под названием «Организация Исламская Конференция и Казахстан: перспективы сотрудничества».
Удивило, что событие собрало совсем небольшую аудиторию — даже стол, за которым шла дискуссия, был едва заполнен. А, между тем, вопросы за ним поднимались очень важные и для многоконфессионального Казахстана, и для всего мира. Например, отмечалось: в последние годы на Западе участились факты нарушения прав мусульман, что является следствием роста их числа в традиционно христианских странах. Все чаще приходится слышать о дискуссиях и даже конфликтах вокруг внешних атрибутов веры, в первую очередь, хиджабах, а также о «надуманных обвинениях в экстремизме». Причем вопросы о роли религии в обществе и ее сосуществовании с государством не являются абстрактными и для Казахстана.
Исламские страны, отмечалось на круглом столе, сегодня «испытывают процессы политической, экономической и социальной трансформации». И эти процессы не всегда имеют только позитивный характер. Тем более важна возможность широкой дискуссии и по внутримусульманским вопросам, и по разным аспектам отношений с западным миром, которая может вестись с трибуны ОИК. То, что такая дискуссия будет услышана, гарантируется ее авторитетностью. Ведь ОИК — сообщество стран, чье совокупное население превышает миллиард человек, а среди ее членов есть важнейшие государства, такие как, например, Саудовская Аравия или Индонезия.
Но для Казахстана активизация контактов с исламским миром, к чему приведет лидерство в ОИК в следующем году, важна и с точки зрения собственных интересов. В том числе, и экономических.
— С наступлением мирового экономического кризиса остро сказались болезненные упущения в управлении экономикой. И надо подчеркнуть, что ряд стран ОИК имеют солидный опыт и положительные результаты решения таких проблем, — заявил Заур Джалилов, сотрудник Института Востоковедения.
Казахстану, в первую очередь, интересен опыт такого государства, как Малайзия. Эта страна за сорок лет смогла войти в число очень успешных индустриальных и высокотехнологичных стран мира. И Казахстан присматривается к малазийскому опыту сочетания плановых и рыночных методов управления экономикой.
Кроме того, именно через исламские страны Казахстан может получить доступ к новым международным транспортным коридорам. В первую очередь, конечно, речь идет о доступе к портам южных морей и Индийского океана, который может быть получен благодаря сотрудничеству с Ираном. Есть в этом плане и потенциал у казахстанско-пакистанских контактов.
— Необходимо приложить дальнейшие усилия для вывода взаимоотношений Казахстана с ведущими мусульманскими державами на новый уровень, стратегического партнерства. А также привести их в соответствие с реальным потенциалом наших возможностей, — считает г-н Джалилов.
В числе приоритетных стран-членов ОИК, с которыми Казахстану следует активизировать контакты, были названы Турция, Пакистан, Иран, Малайзия, Индонезия, Египет, Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива. Некоторые из них уже являются реальными партнерами Казахстана на мировой арене, имеют серьезные экономические контакты с нашей страной. Например, прямые инвестиции турецких фирм в казахстанскую экономику сегодня превышают полмиллиарда долларов. А казахстанско-иранские отношения остаются одним из важнейших звеньев внешнеполитической стратегии Казахстана, в том числе, в связи с проблемой урегулирования правового статуса Каспийского моря. Но сотрудничество с Индонезией и Малайзией пока остается не реализованным в серьезном масштабе, несмотря на обширный потенциал.
Есть у лидерства Казахстана в ОИК и политико-дипломатические резоны. Г-н Джалилов их сформулировал так:
— Необходимо использовать членство республики в Организации и в интересах претворения в жизнь казахстанских внешнеполитических инициатив. И в этом плане представляется важным обеспечение поддержки со стороны ОИК реализации инициатив Президента нашей страны по созыву ряда крупных международных форумов.