Русская служба Би-би-си предположила, что за рекламной кампанией «20 идей по развитию России», которая за несколько месяцев собрала десятки миллионов просмотров в Интернете, может стоять бизнесмен Дмитрий Давыдов из Казахстана, передает Caravan.kz.
Как отмечает «Новая газета», некоего Дмитрия Давыдова, указанного в качестве автора списка идей для развития России, никогда никто не видел. Его называют «главной медиамистификацией России». Журналист Би-би-си Андрей Захаров (которого российские власти включили в реестр иностранных агентов. — Прим. ред.) предположил, что к его идеям может быть причастен реальный казахстанский бизнесмен Дмитрий Давыдов. На это, по мнению журналиста, указывают несколько косвенных признаков:
- Бизнесмен может располагать необходимыми средствами для финансирования масштабной рекламной кампании. В Казахстане на Давыдова завели уголовное дело. Кроме того, его бывшему партнеру по бизнесу принадлежит квартира в центре Москвы за баснословную цену.
- Автор «20 идей» ссылается на положительный опыт Казахстана, Дубая и Сингапура в контексте того, что его можно распространить на Россию. Расследователю удалось выяснить, что Давыдов из Казахстана часто путешествовал в Дубай и Сингапур.
- Факты биографии автора идей на сайте и бизнесмена из Казахстана совпадают. Согласно главе «Об авторе», опубликованной на сайте «20 идей», у автора юридическое образование, нет гражданства России и есть опыт предпринимательства. Это идентично биографии реального Дмитрия Давыдова.
Кампания «20 идей по развитию России» начала набирать популярность летом. В публикациях материалов с упоминаниями идей Давыдова участвовали известные блогеры. Так, например, в "Инстаграме" о кампании оставили положительный отзыв шоумен Максим Галкин, певица Ольга Бузова, модель Алена Водонаева, певец Николай Басков, рэпер Тимати, телеведущие Дмитрий Губерниев, Ольга Орлова и Ксения Бородина.
Блогер и юрист Катя Гордон, напротив, выступила с «разоблачительной» речью в адрес заказчиков рекламы.
«Нам всем надо быть аккуратнее. Методы у врагов очевидны и просты… Противодействуем!» — написала она.
В СМИ кампанию поддержали 36 изданий, среди них «Российская газета», «Коммерсант», «Ведомости», Lenta, Forbes и другие.
По оценкам экспертов, стоимость такого пиара могла обойтись дороже 500 миллионов рублей (3,55 миллиарда тенге. — Прим. ред.). Многие опрошенные Би-би-си источники считают, что заказчики кампании связаны с российскими властями и кампания не смогла бы развернуться без их одобрения. В то же время источники издания в администрации президента отрицают свою связь с идеями Дмитрия Давыдова.
«По нашей линии специальных докладов не было. Кто стоит — не знаем. Судя по деньгам, которые тратятся на продвижение, — кто-то весьма состоятельный», — сообщил Би-би-си пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.