За экотуризмом я поеду в Казахстан - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
За экотуризмом я поеду в Казахстан

За экотуризмом я поеду в Казахстан

Рынок экотуризма, начав развиваться в 90-х годах, в настоящий момент охватывает 10-15% мирового туристского рынка.

  • 15 Декабря 2006
  • 5556
Фото - Caravan.kz

При этом его объем ежегодно увеличивается на 20-34%. Так по данным Всемирной Организации Туризма на 2005 год, рынок услуг экотуризма в среднем растет в три раза быстрее, чем индустрия туризма в целом.
Рынок массового туризма, также известного как пляжный, на настоящий момент «пресыщен» и развивается очень пассивно. Напротив, в ближайшие 20 лет прогнозируется активный рост познавательных видов туризма — экологического, исторического, культурного и приключенческого, а также различных подвидов, так как сельский и туризм, основанный на сообществах.
В Казахстане экотуризм уже зарекомендовал себя как один из наиболее перспективных видов туристских направлений. И при правильном планировании и управлении в ближайшее время, он может стать не только источником дохода для местных сообществ и частных туроператоров, но и эффективным инструментом для охраны природных и культурных ценностей республики: один из принципов экотуризма — минимизация негативного влияния на окружающую среду.
— Безусловно, за последние несколько лет проведена определенная работа: мы можем сказать, что экологический туризм в той или иной степени на территории республики Казахстан существует, — говорит Ринад Темирбеков, региональный директор представительства Фонда Евразия в Казахстане. — У нас существуют колоссальные природные ресурсы, экономическая ситуация в республике развивается с каждым днем, мы видим, что развивается сектор туризма. Существует достаточное количество неправительственных экологических организаций, туристических организаций, включающих в себя представителей турбизнеса и просто тех людей, которые заинтересованы в развитии туризма. Кроме того, мы знаем, что на сегодняшний день, и это большой плюс, у нас разработана и существует программа по развитию туризма и сейчас идет доработка определенных компонентов государственной программы по развитию экологического туризма на природных особоохраняемых территориях.
В июне 2003 года Фонд Евразия совместно с ОБСЕ, Группой Компаний Шелл в Казахстане и Международной Волонтерской Службой (VSO) профинансировали четыре пилотных проекта по развитию экотуризма с целью организации поступления капитала в отдаленные регионы и содействия сохранению природных ресурсов.
Финансирование проектов в Лепсинске (ЮКО), Жабаглы (ЮКО), Катон-Карагае (ВКО) и Риддере (ВКО) — было направлено на усовершенствование условий проживания, приобретение туристического снаряжения и современного оборудования, организацию культурного обмена и производство маркетинговых материалов.
К весне 2005 года данные проекты привлекли более 1 500 туристов, что намного превысило предыдущие результаты. Проекты принесли более 30 000 долларов прибыли, 80-85% которых были направлены напрямую местным поставщикам услуг экотуризма.
ФЕЦА осуществляет инициативу развития экотуризма с 2004 года при финансовой поддержке корпорации ЭксонМобил Казахстан Инк., Агентства США по международному развитию (USAID), ПМГ/ГЕФ в партнерстве с VSO, KTA и министерством туризма и спорта РК.
В рамках инициативы ФЕЦА поддержал развитие восьми экотуристических направлений в Казахстане и основал в Алматы информационно-ресурсный центр по экотуризму. Этот центр двигает рынок экотуризма и помогает местным жителям правильно организовать работу в его сфере. Также в рамках данной инициативы этой осенью открылась первая в Казахстане образовательная программа по экотуризму в университете Туран-Астана.
Информационно-ресурсному центру всего два года, но благодаря его деятельности в Казахстане успешно работают 28 гостевых домов в ЮКО, ВКО, Аматинской и Акмолинской областях.
Эти дома получают помощь в виде обучения персонала, грантов на покупку материальных вещей — постелей, сантехники и так далее. Сотрудники домов могут предложить программу, приближенную к международному пониманию экологического туризма в РК. Однако эти дома до сих пор не включены в систему госстандарта, как «средство размещения» наряду с отелями.
— Мы разработали стандарты, где расписано, какой должен быть гостевой дом, какие условия и услуги он предоставляет, и с этим будем обращаться в правительство и систему Госстандарта, — говорит Рашида Шайкенова, директор Казахстанской туристской ассоциации. — Через НПО мы работаем с местным населением, организовываем для них обучение, помогаем грантами, и люди, способные мыслить стратегически, тему очень быстро схватывают и начинают создавать структуру, пусть это даже поначалу всего лишь комната с двумя кроватями. И на этом зарабатывают деньги.
Иностранные туристы очень любят юг Казахстана, в этом сезоне пользовался популярностью Восточный Казахстан. Акмолинская область очень серьезно презентовала в этом году свой экологический продукт: НПО хорошо поработало с местным населением, и у нас там есть качественные гостевые дома.
В Мангистауской области есть совершенно уникальные туристские объекты: например плато Устюрт с лунным пейзажем. Каждый регион Казахстана имеет то, чем может привлечь. Очень важно сейчас, не ожидая программы развития туризма, которая готовится в недрах министерства туризма и спорта, чтобы местные исполнительные органы серьезно осознавали, что у них есть ресурсы, которые нужно развивать.
Для устойчивого развития экотуризма необходимо эффективное взаимодействие местных сообществ, туроператоров, государственных органов, неправительственных организаций, сотрудников национальных парков и туристов. А государство здесь выступает в качестве посредника между различными заинтересованными сторонами и наблюдает за процессом развития сферы в целом. Особенно важную роль государство играет в создании благоприятной законодательной базы для туроператоров, одновременно требующей соблюдения стандартов сохранения природного разнообразия.
— Экологический туризм уже заложен в программу нашего министерства. При создании национальных парков будет создаваться генеральный план, где учтут развитие маршрутов и стоянок, создание инфраструктуры и дорог, и так далее. В глобальном масштабе все будет, но речь сейчас не об этом. Прилететь к нам и жить в фешенебельной гостинице не пожелает ни один турист: естественно, он захочет поехать туда, где не ступала нога человека, в экологически чистые регионы, — говорит Тугельбай Бекбергенов, начальник управления реализации политики по развитию индустрии и туризма Министерства туризма и спорта. — Но в глубинке нет инфраструктуры и ее там практически не возможно создать. Поэтому в таких местах нужно создавать сообщества, как в Киргизии, и обеспечивать инфраструктуру за счет привлечения сельского населения.
Принятие во внимание нужд и интересов местных сообществ, представленных местными лидерами, должно обеспечивать правильное распределение выгоды от экотуристической деятельности. Вовлечение местных сообществ в процесс развития экотуризма на территории их проживания не должно допускать экономического развития в ущерб состоянию окружающей среды и социальному развитию.
Здесь важно не смешивать понятия туризм и экотуризм. Хотя казахстанские НПО и пытаются экологизировать все виды туризма с тем, чтобы минимизировать вред природе. Однако мы все еще кидаемся из крайности в крайность: либо яро охраняем природу и никого туда не пускаем, либо начинаем ее использовать, да так, что не можем остановиться.
И в экологическом туризме нужно найти ту грань, благодаря которой можно сделать эту отрасль доходоприносящей, но и не доводить до того, что через десять лет попросту не будет куда ехать, ведь, к сожалению, культурные нормы нашего народа далеки от западных стандартов.
А развитие экотуризма — это прежде всего деятельность, связанная со строительством и отдыхом экотуристов, и она представляет угрозу целостности национальных парков и заповедников. С другой стороны жители, получающие доход от экотуристической деятельности, заинтересованы в сохранении экологического состояния местности своего проживания.
Экотуризм, по опыту того же Кыргызстана, начавшего развивать эту тему гораздо раньше нас, содействует развитию сельских сообществ и информирует граждан о необходимости сохранения окружающей среды, тем самым формируя этические и экономические предпосылки для защиты природных ресурсов.
— Важно понимать две составляющие для создания условий для развития экотуризма — это политическая воля и местное население, которое составляет основное звено для создания инфраструктуры, условий для пребывания туристов, — говорит Рашида Шайкенова, директор Казахстанской туристской ассоциации, руководитель проекта «Информационный ресурсный центр экотуризма» в Алматы. — Сколько бы мы не выезжали на международные выставки, а мы принимаем в них участие с 2001 года, мы везде стараемся рекламировать Казахстан как новое туристское направление. Но мы начали заниматься промоушеном рано — это мнение практиков. Потому что нет у нас еще, к сожалению, того что мы можем качественно предложить для туристов. Мы можем полдня повозить туристов по Алматы, еще полдня — по Астане. Вот и все. А стоит выехать буквально за 100-150 км, не считая Борового, и начинаются проблемы с дорогами, с безопасным питанием, с нормальным размещением. И потому сейчас вопрос стоит достаточно прагматично: мы должны создать инфраструктуру в регионах, условия для нахождения туристов в нашей стране близ территории национальных парков, заповедников, просто уникальных туристских объектов, которых у нас в стране очень много. И это как раз сегодня и может являться причиной для того, чтобы международный туризм обратил внимание на Казахстан, как на новое туристское направление. Сейчас у нас достаточно либеральные условия для получения визы в страну, отрегулирована процедура регистрации. Мы работаем с МИДом относительно максимального уменьшения стоимости туристской визы в Казахстан. Миграционные власти сейчас достаточно позитивно стали работать. И потом у нас есть очень важный аспект для развития туризма в современных условиях — Казахстан предлагает безопасные путешествия: наша страна сегодня является одной из тех стран в Центральной Азии, которую не сотрясают различные катаклизмы. Затем, мы предоставляем туристам возможность приезжать из разных стран мира: все больше и больше авиакомпаний летают в нашу страну. И в то же время кроме позитива есть много проблем: законодательная база, вопрос подготовки кадров и создания инфраструктуры, развитие местных сообществ.
Как правило, у местных сообществ не хватает экономических и социальных ресурсов для самостоятельного привлечения туристов без помощи туристических фирм. Туроператоры обладают возможностями разработки туристического продукта и его продвижения на местные и международные рынки при помощи турагентов.
— Программа малых грантов работает в 150 странах мира, — говорит Станислав Ким, национальный координатор ПМГ глобального экологического фонда/ПРООН. — И благодаря опыту работы в этих странах мы пришли к выводу, что экологический туризм — один из наиболее деятельных, перспективных способах вовлечения местного населения в составление биологического разнообразия. К тому же экотуризм позволяет проводить охранные мероприятия окружающей среды, улучшить экономическое состояние регионов, дает возможность заработать местному населению. В то же время на этой основе гораздо легче работать и экологизировать данное сообщество. Ведь пока человек не станет жить в достойных условиях, будет очень сложно проводить пропагандистскую работу. Но не одно донорское агентство, работающее на территории Казахстана, не пытается собой подменить государство — это невозможно, это против наших правил, и тех условий, для которых мы были созданы. И, безусловно, раз туризм включен в один из кластеров эффективного развития экономики, это говорит о том, вложение денег будет. А донорские международные организации показывают, как это можно сделать наилучшим образом, с тем, чтобы государственные средства были использованы наиболее эффективным способом.
Поскольку устойчивое развитие экотуризма невозможно без туристов, поставщики услуг должны постоянно рассматривать пути улучшения качества сервиса и интересоваться мнением туристов.
В то же время, туроператоры не должны упускать возможности рассказать туристам о снижении негативного влияния их пребывания на окружающую среду и о степени важности экологичесокго туризма для благосостояния местных сообществ.
— Я хотел бы сказать, что привлечь туриста возможно благодаря огромным ресурсам Казахстана, которые имеются просто на огромных территориях, — говорит Филипп ЛеМэстр, программный офицер департамента устойчивого развития туризма Всемирной туристской ассоциации. — Если посмотреть на мировой опыт, то страны, которые преуспели с развитием экотуризма, всегда были страны, которые организовывали это развитие. И первый шаг — это политическая воля. Далее следует — участие всего населения, которое не может быть организовано должным образом, если нет политической воли со стороны руководящих органов. Яркий пример развития экотуризма — это Болгария. Там решили выделить определенные территории на льготных условиях с налоговым послаблением для развития экотуризма, как часть комплексного развития туризма в стране. Тогда в этой стране еще не было больших всемирно известных санаториев, таких как «Золотой берег», «Золотые пески». Суть такова, что в этой стране подошли к решению вопросу организованно. Конечно, это был долгий процесс. Но сегодня в Центральной Европе Болгария рассматривается, как страна назначения для экотуризма. Спроси любого человека во Франции, в Италии или Германии, вам ответят: «За экотуризом я поеду в Болгарию».
Остается надеяться, что лет через десять фраза «За экотуризмом я поеду в Казахстан» станет для туристов такой же привычной.
— Сейчас у нас в Алматинской области пошел бум экотуризма — это Капчагай, Алаколь, Балхаш, все горы, — говорит Тугельбай Бекбергенов, начальник управления реализации политики по развитию индустрии и туризма Министерства туризма и спорта. — Буквально там не осталось земли — все уже продано в частные руки, в том числе и водно-охотничьи угодья. И поэтому экотуризм там уже не остановить, он будет развиваться стремительно, нарастать как снежный ком.
В Акмолинской области тоже вырисовываются хорошие перспективы для развития частного бизнеса и речь идет не только о развлекательных заведениях и казино.
Недавно мы посетили Каспийское море, где создается туристический кластер: развитие международного туризма с охватом всех приграничных территорий.