Из года в год в июне вся страна живет в напряженном ожидании. На пороге взрослой жизни оказываются выпускники общеобразовательных школ.
Еще задолго до сдачи ЕНТ они начинают жить в стрессовом ритме. С самого начала учебного года, завершающего цикл их обучения, учителя начинают поднимать для них планку требовательности. Изо дня в день речь идет о результатах пробного тестирования, о чести школы, о показателях района, города, области. О том, что нельзя подводить своих преподавателей. Родители тоже твердят: мы тебя любим, но ты нас не подведи низкими баллами на ЕНТ.
При этом создается ощущение, что взрослые не готовы понять и поддержать молодежь, учесть, что будет с ранимой психикой еще вчерашнего ребенка. Его, безусловно, готовят к взрослой жизни, однако часто забывают, что делаться это должно в первую очередь для него, а не для ведомственной статистики.
Обществу должно быть небезразлично, каким вчерашний выпускник придет в серьезную жизнь – адекватным, устойчивым к стрессам, востребованным и стремящимся к самореализации или с боязнью перешагивающим порог, за которым непонятная жизнь взрослых.
Можно много спорить и рассуждать о том, отражает ли ЕНТ настоящие знания детей или является чем-то шаблонным и бездушным. Проблема эта более глубокая, поэтому ее решение должно базироваться не только на процедурных моментах, связанных с тестированием. Сколько бы это ни обсуждалось в обществе, вызывая различную оценку учеников и родителей, ЕНТ проходит каждый год, и тысячи выпускников его сдают. Но также ежегодно в этот период появляется и тревожная информация о случаях суицида, связанного с преодолением этого события в жизни вчерашнего школьника.
Вот тут-то впору задуматься и педагогам, и родителям о том, что к экзамену на зрелость ребенка нужно готовить заблаговременно и не “на ходу”, оставляя все накопившиеся проблемы и пробелы в знаниях на 11-й класс.
Ни для кого не является тайной, что большую часть времени ребенок предоставлен самому себе. Родители заняты работой, учителя ссылаются на большую учебную нагрузку, не позволяющую уделять индивидуальное внимание ученику. В последнее время стало привычным, что учителя, которые радеют за честь школы, сами настоятельно рекомендуют родителям обязательно нанимать репетиторов для подготовки своих чад к сдаче ЕНТ. А другие, чтобы не испортить отчетность, советуют выпускникам вообще не сдавать ЕНТ и поступать в зарубежные вузы. А ведь так “уплывают” в соседние страны лучшие из лучших выпускники: учиться в престижных европейских и американских университетах и колледжах, конечно, могут только прекрасно подготовленные ученики.
Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что вопрос с подготовкой к сдаче ЕНТ больше напоминает ситуацию, в которой, как говорится, спасение утопающих есть дело рук самих утопающих. А результат такого спасения заранее непредсказуем.
Вот приехали обучающиеся в США студенты. На вопрос, есть ли у них там стресс со сдачей экзаменационного тестирования, отвечают – нет. Оказывается, сам процесс проверки знаний и сдачи тестов – регулярный, в течение учебного семестра, и нет такого, что набивают в классы и аудитории десятки и сотни учащихся одновременно. Вот представьте себе, что во всех Штатах одновременно все садятся за парты и сдают все экзамены! Нет такого. Есть ученики с разным уровнем знаний. Экзамены по разным предметам сдаются в разное время тестами.
С нового учебного года заработная плата учителей в Казахстане будет существенно увеличена. И это правильно, стимул должен быть. Но главное, чтобы наши дети в процессе подготовки к выпуску знали, что их любят и ценят не только за пятерки. А чиновникам от образования надо бы крепко задуматься: если ЕНТ не сдают лучшие, уезжающие учиться в бакалавриат и магистратуру в Европу и США, если есть зарубежный опыт, когда тесты можно сдавать без стрессов, то, может, перенять такой опыт, адаптировав его, а не мучить зря выпускников школ – ведь это наши любимые дети.