Главный вопрос: за чей счет должны устанавливаться в квартирах рядовых потребителей индивидуальные счетчики?
В советское время устанавливать и обеспечивать сохранность счетчиков было прерогативой государства.
Правда, благодаря бюджетным дотациям на коммунальные услуги и копеечным ценам на энергоносители и воду государство заботилось лишь об установке электросчетчиков.
В 90-х годах ситуация резко изменилась — энергопоставщики, ставшие в основном частными фирмами, и вся коммунальная система оказались в глубоком кризисе. Так что государству, в лице правительства РК, в целях защиты хоть и частного, но все же стратегического объекта, пришлось предпринимать ряд мер непопулярного характера. Так, в целях налаживания учета и оплаты потребляемых населением коммунальных услуг, правительство обязало рядовых абонентов оплачивать приобретение, установку, проверку и хранение индивидуальных приборов учета.
В частности, с 1997 года в РК были приняты утвержденные министерством экономики и торговли «Правила пользования коммунальным водопроводом и канализацией в городах и районных центрах РК», где в пункте 4.3 так прямо говорится: «…Приборы учета воды приобретаются и устанавливаются абонентами и находятся в их хозяйственном ведении. Установка приборов учета производиться под контролем представителей организации ВКХ…».
Аналогичный ведомственный норматив вводился и по электро- и газовым счетчикам. Однако здесь правила несколько раз менялись формально в связи с упразднениями и изменениями самих ведомств и министерств, хотя по сути требования об установке приборов учета за счет потребителей оставались теми же.
На сегодняшний день относительно электросчетчиков действует постановление правительства РК от 7 декабря 2000 года за № 1822, «Об утверждении нормативных правовых актах в области электроэнергетики», гласящем в пунктах 3.9-3.10. «Расчетный прибор учета приобретается и устанавливается энергопередающей организацией…, …потребитель возмещает энергопередающей организации расходы за приобретенный и установленный прибор учета через тариф на энергию и договору на энергоснабжение…».
В стремлении уменьшить тарифы, энергопередающие организации уже в большинстве своем исключили из размеров тарифов потенциальную стоимость по приобретению и установке электросчетчиков. Кстати, это им настоятельно рекомендовал сделать и антимонопольный комитет. Позиция антимонопольщиков родилась из следующих соображений — устанавливать электросчетчики необходимо только тем гражданам, у кого их нет.
Такая категория абонентов, конечно, заинтересована в том, чтобы выплачивать стоимость электроприбора через тариф, как бы в долговременный кредит. Но почему по такому же тарифу должны расплачиваться те абоненты, кто имеет электросчетчик, и на кого, следовательно, поставщики никаких затрат не производили?
Здесь, по логике, либо следовало принимать два тарифа (со счетчиком и без оного), либо утверждать процедуру компенсации переплатившим абонентам. (Это, кстати, также предусмотрено вышеназванным Постановлением — пункт 3.11 «…Потребитель вправе самостоятельно приобретать приборы учета. Для таких потребителей возмещение расходов … через тариф производится только за установку приборов согласно договору…»).
Но в этом случае возникла бы еще большая путаница в оплате. Поэтому решено вообще отказаться от включения затрат на установку счетчиков в тарифы. Как следствие — абонент должен приобретать и устанавливать свой счетчик за наличные, что от него и требуют монополисты.
Заметим, что сейчас, когда издано новое постановление Минэнерго о поголовной замене индукционных электросчетчиков на электронные, вариант введения этих расходов в тариф, возможно, оказался бы более предпочтительным.
Но существует еще один нюанс. С самого начала, обязав население расплачиваться за приборы учета, правительство и министерства не просто «загрузили» рядовых граждан, но совершили действие, которое вполне возможно оспаривать юридически.
Проще говоря, нас обязали при покупке товара в обязательном порядке иметь собственные средства измерения.
Когда мы идем на рынок за картошкой и луком, мы конечно на всякий случай берем с собой безмен. Таким образом, рядовой потребитель страхует себя от обвешивания. И это его святое право, но отнюдь не обязанность.
Но если мы идем в супермаркет, а там, при покупке кило картошки, от нас требуют, чтобы мы еще и приобрели электронные весы, то это прямое навязывание потребителю ненужных ему товаров и услуг.
В сфере коммунальных и энергетических услуг можно провести ту же аналогию. В конце концов нам, как рядовым гражданам, совершенно не нужно вникать, стратегический, политический, или правительственный это товар — электроэнергия или вода.
Мы хотим купить киловатт электротока или кубометр питьевой воды, а может и больше, и вправе требовать, чтобы поставщик отпустил нам именно такой объем услуг. При этом, мы, конечно, можем проверить его с помощью своих собственных счетчиков, и если нас «обвесили», то предъявить законные претензии.
Но сам продавец-поставщик обязан контролировать объем поставляемых услуг или товара. Во всяком случае, если это цивилизованный поставщик, к чему (культуре, правосознанию и цивилизации) нас призывают все министры и монополисты.
Следующий вопрос — вопрос о сохранности индивидуальных приборов учета. И в правилах пользования водопроводом, и в нормативах об электроэнергии прямо говорится, что водомеры могут устанавливаться в квартирах абонентов, однако к ним должен быть обеспечен свободный доступ.
Процитируем здесь вновь нормативы в области электроэнергетики, дабы не возникло разночтений:
Пункт 3.11 «Приборы учета могут устанавливаться на лестничных клетках, коридорах и в отдельных квартирах. Проход к приборам учета должен быть свободным».
Вероятно, подразумевается свободный доступ для контролера-энергетика. Но с точки зрения закона это условие весьма щекотливо. Неизвестно, когда пресловутый контролер придет. Так что же, если нам необходимо уйти из дома, то квартиру следует оставлять открытой всегда, чтобы не дай бог, не воспрепятствовать свободному проходу внезапно появившегося контролера? Ведь в противном случае нам могут быть предъявлены претензии этими самыми энергопоставщиками, не получившими свободного доступа к моему личному счетчику.
Опять же, на каком основании правительство и министерства обязывают меня обеспечивать сохранность и работоспособность моего личного имущества? Естественно, в моих интересах заботиться о телевизоре, холодильнике, мебели. Но если я захочу что-нибудь поломать, или сделать из холодильника телевизор, а из кресла — табуретку, то это также мое священное право собственника. Так по какому такому закону государство обязывает меня строго хранить неприкосновенность и исправность счетчиков.
То есть закон такой как раз уже есть, но вот почему государство внедряется в права собственника — это остается без ответа.
Возможно, найдутся оппоненты, которые заметят, что в общественном социуме достаточно обоснованных примеров, когда государство так или иначе вмешивается или ограничивает права собственников.
Скажем, та же квартира в многоквартирном доме вовсе не является предметом интересов исключительно ее собственника. И владелец отдельной квартиры не имеет права причинять ущерб всему дому как жилому фонду, выламывая несущие стены в своей квартире.
Однако отмечу, что именно здесь-то сколько угодно примеров, когда государство, в погоне за мелочными доходами, на вполне законных основаниях как раз и позволяет отдельным индивидам «сейсмоукреплять» целые дома, расширяя отдельные квартиры.
В отношении же счетчиков картина даже более проста — «нахимичив» с собственным счетчиком так, что он начнет мотать мне в прибыль, я могу затронуть интересы только поставщиков. А о своих интересах они, поставщики, должны заботиться сами.
И государство должно и поставщиков, и потребителей защищать в равной мере, не имея предпочтений.