Новогодние подарки детям, елочки для малышни, корпоративные вечеринки для взрослых — вот, пожалуй, и все, чем могут сегодня гордиться защитники трудящихся.
Но даже и эти блага не везде оплачивает профсоюз. «Банкет» часто бывает за счет средств работодателя.
Во многих коллективах профессиональные союзы приказали долго жить еще сразу после того, как подул ветер перемен. И с тех пор так и не возродились. Сейчас в республике около двух миллионов человек объединены в союзы, но редко где они реально влияют на взаимоотношения между работодателем и работником.
И в том, что в последнее время права трудящихся стали весомее, заслуги профсоюзов тоже, пожалуй, нет. К примеру, на днях был принят закон о внесении изменений в Закон о труде. В нем четче закрепляются права работника, утверждаемые через коллективный договор. Оговорено, например, что менять условия работы без согласования с ним работодатель не может. Также установлено, в каком объеме при вынужденном простое выплачивается заработная плата, есть и другие меры защиты.
Получается, что предновогодний подарок преподнесли трудящимся не профсоюзы, а власть. Третья сила, призванная уравнивать права между теми, кто дает работу, и теми, кто ее выполняет, свою былую силу утратила.
В советские времена это тоже была слишком громоздкая бюрократическая структура в составе государственной системы, и потому часто лишь формально защищала права своих членов. Но у профессиональных союзов был очень мощный рычаг, позволявший им оказывать реальную помощь работникам. Профсоюзы распоряжались фондом социального страхования. На его средства — двадцать процентов от фонда оплаты труда — строили роскошные санатории, дома отдыха и пионерские лагеря, оплачивали санаторные и курортные путевки большому количеству людей.
Четко работающая система здравоохранения и профилактических осмотров позволяла вовремя выявлять заболевания и лечить их до запущенной формы. Спортивные сооружения, залы, бассейны давали возможности для оздоровления детей и родителей. Все это в прошлом. Профсоюзная собственность стала причиной скандалов, разборок между претендентами на нее. И теперь у профсоюзов нет таких денег, как раньше. Сейчас на их счета перечисляется лишь один процент от заработной платы. Вот эти деньги и уходят, как правило, на елочки, банкеты и некоторую оплату летнего отдыха детей.
Впрочем, если считать все же главным борьбу за права, то основное поле битвы должно разворачиваться на территории коллективных договоров. Но и тут беззубость профсоюзов проявляется во всей полноте. Руководителям так называемых официальных и независимых профсоюзов в первое время приходилось больше выяснять отношения между собой, чем заниматься своими функциями.
Правда, все же удалось добиться организации трехстороннего соглашения с правительством и работодателями, но не так много побед в нем можно записать в актив профсоюзов. Иначе не было бы у нас такого вала нарушений техники безопасности на стройках, гибели шахтеров, уж не говоря о росте профессиональных заболеваний.
Понятно, что в непростых социально-экономических условиях многим приходилось просто выживать, тут уж не до отстаивания прав. Но и сейчас, когда ситуация меняется, профсоюзы не поднимаются во весь рост.
И продолжают трудящиеся и служащие работать по индивидуальным трудовым соглашениям, в которых у них больше обязанностей, чем прав. В лучшем случае. А в худшем — никаких договоров нет вовсе, и наемный работник рискует потерять место в любой день и по любой причине.
Инструмент коллективного же договора применяется очень редко и робко, хотя именно в нем могли бы быть оговорены все общие положения и частные случаи, которых нет в индивидуальном трудовом договоре.
Конечно, время от времени можно услышать на очередной конференции профсоюзов требования увеличить заработную плату, погасить долги по заработной плате и перечислению в накопительные пенсионные фонды. Федерация профсоюзов требует довести минимальную зарплату до одиннадцати тысяч тенге. Но все это происходит вяло и неубедительно. Наверное, потому, что движение возникло не естественным путем, как когда-то на заре капитализма в западных странах, а вышло из государственных структур.
В отличие от профсоюзов, пять лет назад в республике естественно зародилась конфедерация работодателей. Инициировали ее создание отраслевые и региональные объединения предпринимателей. Им удалось реально влиять на законотворчество, на принятие правовых актов, защищающих предпринимательство.
Среди побед — смягчение налогового и административного кодексов, улучшение инвестиционного климата. Среди прочих проблем занимается конфедерация и трудовым законодательством. Но, конечно, предприниматели не так заинтересованы в защите человека труда, как он сам.
Видимо, в трудовых коллективах должны появиться настоящие лидеры, и только тогда борьба за права трудящихся станет постоянной и эффективной. Конечно, желательно обойтись без булыжников…