Поверив властям, они приехали за хорошей жизнью на другой конец страны. И вот теперь живут по несколько семей в одном доме. Правда, чиновники виноватыми себя не считают, а некоторых переселенцев даже называют иждивенцами, об этом сообщает телеканал "КТК".
Токаревка – это маленькое село в 70 километрах от Петропавловска. Здесь всего 126 жителей, 27 из них – это переселенцы с юга. Здесь уже давно нет школы, есть только маленький медпункт и скромный магазин.
Из плюсов ещё асфальтированная дорога и райцентр всего в 30 километрах. Там учатся и живут в интернате школьники, иначе было бы вообще не продохнуть. Ведь по сути шесть семей теснятся в двух домах.
Тлек Тулепов:
— Один дом на три семьи, все.
— Жалеете, что переехали, или устроитесь еще?
— Устроимся, если дом дадут, мы живем до сих пор, три года уже. Три семьи три года живем в одном доме.
Тлек Тулешов вместе с домочадцами выращивает картофель и пока большого дохода не имеет. Его супруга работает дояркой. Летом, когда надои хорошие, получает 60 тысяч в месяц. Сейчас всего 5. Переселенцы недовольны многим. Говорят, не о том они мечтали. Госпрограмма действует уже третий год, и Северо-Казахстанская область исправно отправляет на юг своих парламентёров – переманивать людей.
Азиз Кучарбаев:
— Нам обещают много чего, золотые горы, работа есть, даем субсидии на жилье, обеспечим, сами вас встретим, а ничего такого нет здесь. Нам дали холодный дом в аварийном состоянии, в нерабочем состоянии дали.
Азиз Кучарбаев из Туркестанской области. Кочует из одного североказахстанского села в другое – в поисках хорошего заработка. В соседнем зарплата в 40 тысяч его не устроила. В Токаревке платят в два раза больше. Меняет села и Байсерик Барболов. Вместе с женами, детьми и ещё одной семьей земляки ютятся в одном доме. Вот к переселенцам зашли чиновники и местный фермер, у которого они работают скотниками.
Муса Сагандыков, предприниматель:
— Уезжают многие, потому что у нас климат суровый. Можно сказать, Сибирь, зима холодная. Они не привыкли к этому, надо работать, тоже не хотят работать, они привыкли лежать дома, чтобы им деньги выделяло государство.
Разговор получился неприятный. Переселенцы уже давно жалуются, местные считают, что напрасно. В селе у всех небольшие зарплаты. К тому же чиновники утверждают, что зовут квалифицированных специалистов: учителей, врачей, механизаторов. Но часто приезжают люди без профессии, навыков, да еще с кредитами, а государственные субсидии (85 тысяч на человека и несколько сотен на дом) быстро кончаются.
Алмагуль Рамазанова, заместитель акима Мамлютского района СКО:
— Мы идем на поводу и иждивенчество порождаем. Все, что положено государством, субсидии, мы все выплачиваем. Некоторые из них – иждивенцы! И если честно сказать, здесь вот есть у нас, они уже в числе провокаторов.
Впрочем, официальные цифры вполне позитивные. За три года в Северный Казахстан переехали 2700 южан. Назад вернулись лишь 10 процентов.