Ювенальное море - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
0 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Ювенальное море

Ювенальное море

Ювенальная юстиция - достаточно тонкий и сложный предмет. С одной стороны преступники, которые входят в сферу ее деятельности, вроде бы как еще дети. Они недалеко ушли от того возраста, когда ими легко манипулируют и управляют взрослые. А с другой - их неуправляемость и жестокость, порой, превосходят все осмысляемые взрослыми и социально состоявшимися людьми пределы.

  • 7 Декабря 2009
  • 2370
Фото - Caravan.kz

Они сбиваются то в кучки, то в стаи. Они живут по своим законам. Их невозможно остановить. Но именно они рыдают горькими слезами, пресмыкаются и тотально подчиняются, если чувствуют чужую силу.
Они очень разные и с точки зрения классификации их остальным, благополучным обществом. Есть условно осужденные, есть освободившиеся из мест заключения, есть просто «трудные» или дети из неблагополучных семей.
Если говорить о криминальной составляющей, которая присутствует в любом обществе, то наш последний опрос выявил основные тенденции в оценке обществом данного социального явления.
К тому, что в стране полтысячи несовершеннолетних отбывают уголовное наказание наши читатели относятся следующим образом.
Больше половины (60%) считают, что это плохо и свидетельствует о нездоровости общества. И они, конечно, правы. Да, большинство этих детей — из социально неблагополучных семей. И не только потому что их некому откупить, вытащив из не очень-то цепких (и легко разжимающихся за мзду) лап нашего правосудия. Но еще и от того, что бедность и недостаток внимания со стороны взрослых (или, наоборот, на редкость пристального, но иного качества) толкают их на то, чтобы самими доступными (а заодно, к сожалению, и преступными) методами строить свое благополучие или прожигать жизнь, «развлекаясь» спиртным и наркотиками.
Следующая по величине группа респондентов (14%) не видит в этом ничего сверхъестественного, справедливо полагая, что вырастать во взрослых преступников вполне свойственно некоторым не вполне приличным детям. Они руководствуются тем же посылом, что и предыдущие респонденты, но считают это нормальным и естественным течением жизни любого общества, в котором как в человеческом организме есть некий баланс хороших и плохих микробов. Разве бывает общество без преступности? Наверное, такое могут представить и описать лишь авторы книг-утопий.
Еще 4 процента недоумевают: почему 500 человек — это много? Наверняка им приходилось становиться невольными свидетелями или испытывать на себе все прелести знакомства с этой категорией граждан. Ведь малолетние преступники вытаскивают из карманов сотовые телефоны и кошельки, режут в общественном транспорте или срывают с плеч сумки, подкарауливают в подъездах, работают наводчиками для квартирных воров. А еще живет в наших городах и селах обыкновенное хулиганье, ломающее скамейки, грязно пристающее к женщинам, просящее «прикурить» у прохожих, всласть и до крови чешущее кулаки возле злачных питейных и игровых заведений.
Есть сторонники и у более жесткого мнения: люди считают, что государство еще чересчур гуманно, и в тюрьме должно находится куда больше подростков чем сейчас. Таких поборников «ежовых рукавиц» — 13%.
Ну а 10%, вообще ни разу не задумывались об этом, что может свидетельствовать лишь о том, что они, скорей всего, либо сами недалеко ушли от того возраста, о котором шла речь, либо их дети слишком малы, чтобы размышлять на счет их социального будущего.
Детский мир — это отражение мира взрослого. Кривое, «недоделанное», но отражение. Потому что взрослый человек — сформировавшаяся личность со своими принципами и образом мышления, а ребенок, глядя на окружающих, подобно губке каждый раз впитывает в себя все — и хорошее и плохое. И поэтому главная задача взрослых — не дать своим чадам оступиться, вырастить их достойными членами общества.
А что делать с подростками, уже ступившими на скользкую дорожку? Можно ли им помочь? Это как посмотреть. По статистике, в Алматы, например, на одного инспектора по делам несовершеннолетних приходится 6-7 тысяч (!) подростков.
Организаторы II центрально-азиатской научно-практической конференции «Остановим насилие в отношении детей: время действовать», сообщают, что по всему Казахстану в 2009 году было зарегистрировано около 3 тысяч преступлений, совершенных подростками, ежегодно в полицию за распитие спиртных напитков доставляется порядка 20 тысяч несовершеннолетних.
«В настоящее время в республике выявлены свыше 20 тысяч детей с девиантным поведением, на полном государственном обеспечении находятся более 16 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В социально неблагоприятных условиях, не получая необходимого воспитания и образования, проживают более 34 тысяч детей».
Обычно «трудные» дети, если говорить о крупных населенных пунктах, состоят на учете в течение года. Если становится ясно, что подросток искренне стремится исправиться, его снимут с учета даже раньше определенного времени. Однако, если он не торопится встать на путь исправления, то решается вопрос его изоляции от общества. Решением суда такой подросток может быть помещен в спецшколу для трудновоспитуемых детей на срок до трех лет.
Что касается лиц осужденных условно, то на учете они состоят столько, сколько определил им суд. В этот период они обязаны два-три раза в неделю «отмечаться» в органах внутренних дел, а также не менять места жительства без их ведома. Большинство старается продержаться до конца срока и «не вляпаться», так как каждый знает, что если это произойдет, то от тюрьмы его уже ничто не спасет.
Разумеется, чаще всего это дети из малообеспеченных и неполных семей. Чада обеспеченных родителей встречаются значительно реже. Здесь играет роль тот фактор, что в обеспеченных семьях ребенку уделяют больше внимания. Кроме доверительных отношений, родители так же стремятся так организовать досуг своих детей, чтобы у тех не было ни времени, ни желания общаться с криминальным миром.
В малообеспеченных семьях все обстоит иначе — у родителей занятых мыслями о том, как прокормить семью (или поклонением зеленому змию), просто нет ни времени, ни возможностей уделить ребенку должное внимание. Тот, предоставленный самому себе, начинает обзаводиться соответствующими друзьями и, как правило, рано или поздно встает на путь криминала. Обычно все начинается с мелкой кражи или грабежа, употребления «легких» наркотиков, а заканчивается разбоями, потреблением и торговлей героином или даже убийствами.
Подростковая преступность неуклонно растет, причем преобладают именно наркотики и имущественные преступления. Причина ясна — ребенок из неблагополучной семьи тоже хочет иметь деньги и одеваться не хуже одноклассников. Свободного времени у него хоть отбавляй, а телевидение чуть ли не круглые сутки «крутит» фильмы пропагандирующие насилие…
Кроме того, дети, потерявшие родителей или оставшиеся без опеки, часто доставляются в Центр временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних. За бродяжничество и попрошайничество сюда же попадают отпрыски таджиков, узбеков, цыган. Не стоит забывать, что почти все малолетние, «загремевшие» в это заведение в прошлом перенесли разной тяжести психологические, а иногда и физиологические травмы…
Слава богу, но как уверяет статистика и инспекторы по делам несовершеннолетних, больше 60% подучетных лиц исправляются, находят новых друзей, работу, кто-то начинает заниматься спортом, а повзрослев, заводят собственные семьи. Однако есть и такие, которые с возрастом становятся лишь хитрее и изощреннее в своих преступлениях. Может быть, дает о себе знать дурная наследственность, а может быть, и какие-то другие причины, однако факт остается фактом — есть люди, которые с раннего детства идут по пути криминала. И специалисты, работающие в этой сфере, делают все возможное, чтобы им помочь. Однако свой выбор каждый делает сам.
В этом году, в конце ноября мир отмечал 20 лет со дня принятия генеральной ассамблей ООН Конвенции о правах ребенка, и как раз к этому событию было приурочено исследование PRI (организации «Международная тюремная реформа»), которая насчитала в казахстанских местах заключения 471 несовершеннолетнего, содержащихся там по решению судов.
«В Казахстане в настоящее время функционируют четыре воспитательных колонии и один локальный участок для девочек. Всего в воспитательных колониях содержится 471 несовершеннолетний, из них в возрасте от 14 до 16 лет — 33 человека, от 16 до 18-ти — 375 человек, от 18-ти лет до 21 года — 63», — указывается в сообщении PRI.
В то время как сегодня в республике с населением более 16 млн человек около 5 млн детей, из них около 2 млн — дети дошкольного возраста, свыше 2,5 млн — школьники, более 500 тысяч — учащаяся молодежь.
Но Казахстан — не один такой. По данным той же PRI, в настоящее время в мире более 1 миллиона детей содержатся в местах лишения свободы, при этом права многих из них нарушаются.
Также, впрочем, как и права взрослых: детский мир — отражение…