После подписания той или иной Конвенции, в обязательном порядке меняется законодательная, исполнительная система с целью соблюдения прав граждан и улучшения благосостояния общества.
В Центральной Азии Узбекистан первым взял на себя обязательства по соблюдению Конвенции о правах ребенка в 1992 году.
Одним из важных направлений достижения соблюдения интересов детей является организация практических мер, направленных на предупреждение детской безнадзорности, соблюдение прав детей находящихся в конфликте с законом.
Данный механизм принято называть ювенальной юстицией или правосудием для несовершенолетних. Ювенальная юстиция — особая система правосудия для несовершеннолетних, в ее основе лежит доктрина, согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения.
Этот подход основан на двух идеях: первое, что подростки по развитию своему еще не способны в действительности осознавать свои поступки и нести за них полную ответственность.
Второе, подростки находятся в том возрасте, когда их можно перевоспитать, чтобы в будущем у них не было побуждений совершать какие-либо правонарушения.
Таким образом, в ювенальной юстиции правонарушитель важнее, чем само правонарушение.
Институализация ювенальной юстиции (судей и социальных служб) по делам несовершеннолетних может содействовать разрешению целого ряда проблем:
— положительно влиять на развитие несовершеннолетних и ограничивать проявление нежелательных тенденций;
-осуществлять управляющее воздействие на всех уровнях — от органов самоуправления до центральных исполнительных органов;
— комплексно воздействовать на формирование личности подростка;
— прогнозировать возможные последствия отклоняющегося поведения несовершеннолетних и применять социальные программы воспитания, не прибегая к непосредственным мерам правового принуждения;
— достигать намеченных стратегических социально-правовых и педагогических целей, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, права и свободы.
Так после подписания Конвенции о правах ребенка в Узбекистане были организаваны во всех областях центры социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также центры социальной помощи несовершенолетним.
На базе МВД Узбекистана более 150 инспекторов в год проходят курсы повышения квалификации по работе в центрах социально-правовой помощи несовершеннолетним. Так же социальную поддержку несовершеннолетним оказывают неправительственные общественные организации, создают центры в которых с детьми работают воспитатели, психологи и медики.
По словам работников центров социальной реабилитации, в неблагополучных семьях пьющие родители отправляют своих детей «на промысел».
«Без денег домой не возвращайся», «Нечего хлеб даром жевать» — такие слова чаще всего слышат дети пьющих родителей. А когда ребенок подолгу не появляется дома, а затем приходит сообщение из РОВД, родители возмущаются: «Куда школа смотрит?»
В республике все делается для того, чтобы ни один ребенок не был брошен на произвол судьбы. Но, к сожалению, бывает, что комиссия по делам несовершеннолетних при городском хокимияте вынуждена идти на крайние меры.
В межрайонных судах по гражданским делам принимаются решения о лишении родительских прав и определении ребенка в дома милосердия или интернаты. Ведь ребенок не может расти в атмосфере, заполненной пьяными оргиями и драками, жестокостью и насилием. Данная мера является благом для спасения развивающейся маленькой души.
В проведенном исследовании по применению альтернативных мер лишению свободы несовершеннолетних правонарушителей в Узбекистане, получается, что количество лиц лишенных свободы снижается, больше привлекаются к исправительным работам.
Но судебная практика остается неизменной из-за юридических формальностей, а отсутствие автономной системы ювенальной юстиции с ее особыми целями, правилами и методами могла бы снизить показатели лишения свободы несовершенолетних.
По мнению узбекских правозащитников для развития ювенального правосудия остаются два наиболее важных вопроса: вовлечение детей в обсуждение вопросов реформирования системы ювенального правосудия и необходимость мониторинга ситуации для достижения наилучших результатов.
По мере повышения уровня социально-экономического развития Республики Казахстан одной из приоретеных задач, от решения которой зависит дальнейшее развитие и процветание государства, становится создание системы специальной прававой охраны детства.
Возрастная неприспособленность несовершеннолетних к условиям «взрослой» жизни требует компенсации путем повышенной правовой защиты, что является основанием для введения специального института ювенальной юстиции.
В последние время возрос интерес к вопросам правосудия для несовершеннолетних как государством так и обществом.
Примерами тому являются принятие нормативно-правовых актов, подписание Конвеции о правах ребенка, реализация международного проекта «Ювенальная юстиция в Казахстане».
Однако ювенальная юстиция в республике только вступает в фазу повышенного внимания, поэтому представляется необходимым разработка ее программ и подготовка отдельных элементов.
Оценка национального законодательства в отношении несовершеннолетних правонарушителей говорит о том, что в Казахстане не существует ни специализированной системы отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, ни судов по их делам.
Правосудие осуществляется в тех же судах общей юрисдикции и теми же судьями.
Нет адвокатов, специализирующихся на делах несовершеннолетних. Обвинение, защита, и весь процесс осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних в целом, ведется по общим правилам и процедурам, установленным действующими административным, уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством для совершеннолетних правонарушителей.
Существующая в действующем законодательстве норма о немедленном оповещении, в случае задержания или ареста несовершеннолетнего, его родителей или других законных представителей при их отсутствии близких родственников, грубо нарушается в массовом порядке. Это вызывает особую тревогу с учетом широкого применения полицией такой меры пресечения в отношении несовершеннолетних как арест.
В ст. 40 Конвенции о правах ребенка провозглашены гарантии ребенку, который, как считается, нарушил уголовное законодательство или обвиняется в его нарушении пока его вина не будет доказана согласно закону.
Однако, в ст. 48 Закона Республики Казахстан «О правах ребенка» об особенностях его ответственности не оговариваются какие-либо гарантии, а просто делается ссылка на законодательные акты Республики Казахстан.
В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, принятой по рекомендации Гаванского Конгресса (1990 г.), в отношении Правил, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, отмечается, что «заключение несовершеннолетнего в исправительное учреждение должно всегда применяться в качестве крайней меры и в течение минимально необходимого периода времени».
Это правило учтено в разделе VI «Уголовная ответственность несовершеннолетних» Уголовного кодекса Республики Казахстан, где установлено: «Несовершеннолетний, впервые осужденный за совершение преступления небольшой и средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания, если будет признано, что исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного характера» (статья 81).
Однако, известны случаи, когда суд за незначительные правонарушения назначает лицам, привлекаемым к уголовной ответственности впервые, в особенности к несовершеннолетним, меру наказания в виде лишения свободы. И вместе с тем, к лицам, совершившим коррупционные преступления, в составе организованных групп, за особо тяжкие преступления суды проявляют снисходительность.
В целях частичного решения этих проблем в г. Алматы и Карасайском районе Алматинской области в течение двух лет реализуется экспериментальный проект по внедрению в республике специализированной системы отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.
Проект нацелен, на более качественное и всестороннее установление причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также социальное переориентирование и перевоспитание несовершеннолетних правонарушителей без изоляции от общества, минимальное применение мер пресечения и наказания, связанных с лишением свободы. Результаты, полученные в ходе данного проекта, показывают необходимость обязательного расширения действия проекта.
Рабочая группа НПО Казахстана по защите прав детей считает, что необходимо создание условий для внедрения системы ювенальной юстиции, состоящей из специализированных органов уголовного правосудия, основанной на правах подхода к несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом, в полном соответствии Конвенции о правах ребенка.
В очередном докладе Комиссии по правам человека при президенте РК о соблюдении прав человека в Республике Казахстан в 2004 году сказано, что в целях формирования целостной государственной правовой политики в сфере защиты прав детей, развития координации и взаимодействия государственных органов и правозащитных НПО, Комиссия по правам человека при Главе государства рекомендует Правительству Республики Казахстан:
— в соответствии со ст.51 Закона РК «О правах ребенка в Республике Казахстан», определить уполномоченный государственный орган в области защиты прав детей;
— разработать и включить в План законопроектных работ проект закона о системе ювенальной юстиции, который включал бы все институты, специально занимающиеся правами детей, включая ювенальные суды;
— рассмотреть возможность учреждения в Казахстане Национального Омбудсмена по правам ребенка.
К сожалению, остается открытым вопрос, когда данные рекомендации будут обсуждаться в Правительстве, хотя разработка и принятие Закона РК о ювенальной юстиции дополнили бы обозначенные тенденции создания специальной юстиции в отношении несовершеннолетних, и тем самым, позволили бы обогатить наше законодательство и правоприменительную практику накопленным опытом человечества в этой сфере.