Неслучайно оленеводы Крайнего Севера в советские времена закупали эти «дома без углов» в Уштобинском предприятии, поставлявшем ежегодно сотни и тысячи юрт из Казахстана во все республики большой страны.
В этом году их производство в райцентре Уштобе Алматинской области возрождается, но будет ли оно рентабельным и станет ли юрта известным в мире казахстанским брендом, пока сказать трудно.
Мобильный дом
Это словосочетание большинство городских тинейджеров поймет однозначно: мобильный дом — это магазин, где продают сотовые телефоны. Те немногие, кто догадается, что в нем заключен иной смысл, вспомнят — да, это жилище чабана на отгоне, которое быстро собирается и также быстро разбирается, к тому же легкое и не занимает много места. В общем, мобильное.
История этого красивого родного дома степняков такая же далекая, как история самих кочевников. Шатры, юрты встречали еще в четырнадцатом-пятнадцатом веках, о чем сохранились письменные свидетельства путешественников, писателей и историков, но, скорее всего, они появились задолго до этих времен. Все гениальное просто: кошма из войлока, не пропускающая ни жару, ни холод, гибкие ветви тальника, сплетенные в несколько решеток кереге, и шанырак, откуда попадает в юрту свет и куда может уходить дым.
Юрты кочевали со степным народом, и если когда-то верблюд мог везти ее на некоторые расстояния, то сейчас любой более-менее мощный автомобиль доставит ее куда нужно. Триста килограммов весит сегодняшняя юрта, а цена ее колеблется от полутора до десяти тысяч долларов. Все зависит от того, где и как сделана. Сошедшая с конвейера стоит дешевле, чем юрта ручной работы, созданная в домашних условиях или кустарной мастерской.
На предприятии в Уштобе, где когда-то изготавливали двадцать тысяч юрт ежегодно, снова восстанавливается промышленное производство. Вместо гибкого переплетенного тальника используется прочная экологичная фанера. Для ее изготовления применяют древесину березы, поставляемую из России. Она обрабатывается, пролущивается, клеится шпон, из готовых досок вырезаются гибкие прочные планки.
На предприятии сохранили старые традиции производства мобильных домиков, правда, современные стали намного легче за счет замены тальника планками. Но они не менее прочные и надежные и могут служить двадцать и более лет. Кошма менее долговечная, чем каркас, через двенадцать лет ее лучше поменять, что и делают чабаны — самые главные «потребители» этой продукции.
Кумысные кафе и прочее, прочее
Мода на юрту особенно заметна в наши дни на юге республики. В Алматинской области местные власти своими распоряжениями и финансами поддерживают этот национальный экологически здоровый вид помещений.
Там возрождают производство и торговлю национальных напитков — шубата, кумыса и других продуктов, и стараются, чтобы продавали их именно в юртах — красивых, расписных, праздничных.
Кстати, именно в праздники увеличивается число заказов на юрты, которые и в городах, и в районных центрах выставляют на площадях. В них работают и кафе, и небольшие магазинчики, и просто создаются своеобразные мини-музеи, где воссоздан быт кочевников. Пик их продаж приходится, конечно, на Наурыз.
В последнее время с охотой стали ставить возле своих крутых евроособняков юрты многие обеспеченные люди. Вот уж где действительно сходятся Восток и Запад!
Дом в несколько уровней, с бассейном, сауной и домашним кинотеатром, напичканный самой разнообразной дорогой видеоаппаратурой и бытовыми машинами, словом, этакий дом-робот, или, как еще сейчас называют подобное жилье — «умный дом», а рядом древнее жилище, сочетающее в себе историю, культуру и быть далеких предков.
С удовольствием покупают юрты и дипломаты, были случаи, когда их увозили в развитые страны в качестве подарков. Казахская диаспора во Франции закупила несколько юрт в качестве экспонатов для музея казахской истории.
Заинтересовались казахскими передвижными домиками и спасатели России. На предприятии говорят, что в Уштобе обещал прилететь сам Сергей Шойгу, чтобы решить, сколько закупить юрт. Россияне решили заменить военные палатки юртами, потому что они более удобные и теплые. И речь идет не столько о самих спасателях, сколько о пострадавших в случае наводнений, землетрясений, пожаров, террористических актов.
В свое время юрты спасли от голода людей в пострадавших от землетрясений в Армении, Таджикистане и Узбекистане, в Жамбыльской области Казахстан. И везде им отдавали предпочтение, считая, что по условиям и комфорту они ближе к жилью, чем палатки.
Как русские валенки
Не так давно парламентарии сделали запрос в правительство, в котором подчеркивалась важная роль юрт и звучал призыв поддержать их производство. Космонавт-мажилисмен Тохтар Аубакиров предлагал вывести их производство на качественно новый уровень. Это могло бы частично снять и жилищную проблему, и поднять престиж казахстанской культуры в других странах, особенно если мы будем поставлять их в качестве гуманитарной помощи.
Юрта могла бы стать эксклюзивным национальным брендом, соглашались другие парламентарии. Кстати, незадолго до этого там же предлагалось оформить права собственности на такие продукты питания, как казы и кумыс, также сделав их национальным брендом.
Интерес к юртам может быть повышен и в рамках развития туристического кластера. На побережье Алаколя, например, где еще мало построено коттеджей, они пришлись очень кстати.
Тяга туристов к этим местам растет, а условий пока недостаточно. Но даже когда здесь больше построят кемпингов и гостиниц, юрты будут востребованы по-прежнему именно в климатических условиях Джунгарии, где днем жарко, ночью холодно.
Какая поддержка нужна Уштобинскому предприятию и другим фирмам, занявшимся производством юрт? Главное, говорят предприниматели, необходимы заказы. Будет поток — будет прибыль. Пожалуй, больше поддержки требуется тем, кто готовит их вручную, создавая настоящие азиатские шедевры. Юрту ручной работы делают даже не один год, и интересно, что самые древние традиции удалось сохранить оралманам, жившим в Монголии и Китае. Не задавленные советской культурой, они смогли передавать потомкам свои умения и таланты, а, вернувшись на историческую родину, демонстрируют теперь великолепные образцы самых древних жилищ.
Такие юрты могли бы стать визитной карточкой страны и в ее крупных городах, рядом с пятизвездочными отелями или зданиями местных администраций, и в местах посещения туристов, таких, как Шарынский каньон и многих других.
Мы начали с Африки, ею и закончим. Если национальный бренд раскрутить, то он действительно может доехать до самых дальних стран, в том числе и африканских. Тамошние жители, а также иностранные гости вполне могли бы искать в них защиту от жары. Глобализация все-таки…