Нестабильность по заказу
– Юрий Михайлович, сделаем экскурс по “горячим точкам” планеты… Какую оценку дадите событиям на Ближнем Востоке?
– Сегодня мы наблюдаем выполнение задачи, которую поставил перед своей страной Вудро Вильсон еще в начале прошлого века: превратить в геополитическую щебенку неугодные страны. Тогда это были три главные империи – Российский, Германский и Австро-Венгерский союз. Принципы мало изменились спустя столетие. Сегодня в геополитическую щебенку превращаются страны Ближнего Востока. Выбираются страны с национально ориентированной экономикой и ведущие самодостаточную политику. За что и платят дорого…
– Появление ядерной державы на Ближнем Востоке в лице Ирана явно заставляет нервничать крупных мировых игроков…
– Это даже не столько опасность разработки ядерной бомбы, сколько вопрос индустриализации страны. Советские ученые, чтобы изобрести ядерную бомбу, разработали двадцать новых технологий. Иран тоже активно разрабатывает новые технологии.
Угрозы нестабильности, на мой взгляд, больше исходят от каспийской нефти, нежели от ядерной программы. В Центральной Азии есть несколько потенциальных очагов нестабильности. И один из самых явных – Каспийский регион, нефтяные богатства которого распределены неодинаково между странами “Каспийской пятерки”. Недавно были открыты гигантские запасы нефти на юге Каспийского моря, на участках, за которые могут спорить Азербайджан, Иран, Туркменистан. Вполне возможно, что атака на Ближнем Востоке пойдет не на Ормузский пролив, а на создание буферных государств шириной десять километров в Каспийском регионе.
– Но, во-первых, Каспийскому бассейну далеко до Персидского залива по запасам нефти, а во-вторых, внешняя обстановка в Каспийском регионе гораздо спокойнее, нежели на Ближнем Востоке…
– Да, вы правы. Нет сказочных запасов нефти у Азербайджана, у Туркмении. Но запасов достаточно, чтобы сделать этот регион запасной нефтяной колонкой. А что касается внешней обстановки… Нестабильность, как видите, появляется по заказу там, где она угодна.
“Геополитическую щебенку” допустить нельзя
– Какие последствия влечет за собой вывод войск США из Афганистана?
– Боюсь, что попытки дестабилизировать ситуацию в регионе будут. Куда денется все военное добро из Афганистана? Вполне возможно, что осядет в Узбекистане. А эта страна амбициозна и претендует на роль регионального лидера. И там есть весьма неспокойная Ферганская долина. Я опасаюсь, что наличие дополнительного американского оружия может вызвать взрыв.
В этом случае вероятно порождение второй угрозы – беженцев. Если начнется заваруха, они будут искать убежища в соседних странах, например, в Казахстане. В этом случае самое глупое – это создавать лагеря беженцев. Нужно придумать систему, которая позволила бы зафиксировать беженцев в специальных общественных работах по созданию инфраструктуры, строительству железных дорог, созданию гидротехнических сооружений в труднодоступных регионах Казахстана…
– Довольно пессимистичная картина… Что следует предпринять, чтобы не допустить “геополитической щебенки” в Центральной Азии?
– Должны быть приняты меры в рамках уже существующих форматов. Речь идет об ОДКБ, Евразийском союзе. Некоторые политические лидеры не проявляют достаточную ответственность, охраняя свои границы. Если мы этот рубеж потеряем, то не только Россия, но и Казахстан останется без защиты перед лицом угрозы миграционного трафика и наркотрафика.
– Страны СНГ наверняка выскажут опасения по поводу реанимации Советского Союза с обновленной идеологией…
– Здесь не идет речь о потере суверенитета какой бы то ни было страны. Всем московским политикам я говорю: побывайте в Астане, посмотрите на Байтерек, и вы поймете, насколько ценна и важна для казахов независимость. Насколько она долгожданна и выстрадана. Но выстоять перед лицом всех угроз и вызовов современности мы сможем только в союзе – равных суверенных государств.