Именно таким образом глава государства ответил на вопрос о перспективах кадровой политики государства. Ответ, что и говорить, сенсационный, т.к. прямо указывает: по какому пути будет двигаться кадровая политика в республике.
И, кстати, очень странно, что ни «левые», ни «правые» политики, ни серьезные газеты, ни общенациональные таблоиды, — так и не обратили никакого внимания на эту часть интервью лидера своей страны.
Что же теперь предстоит увидеть нашему обществу и пережить государственному топ-менеджменту?
Скорее всего, никаких революций в госаппарате ни зимой, ни весной так и не последует. Мой прогноз: одно, максимум два «молодых» назначения. При этом уже назначенным в 2003 году «юным» министрам надо держать ухо востро. Например, из четверки: Джандосов — Келимбетов — Досаев — Абдрахимов, — только у первого есть достаточный опыт аппаратной борьбы, в первую очередь подразумевающий умение вести т.н. «подковерные игры». Поэтому, любое неосторожно сказанное ими слово или неправильно составленный документ, — могут грозить «молодым, да ранним» не только потерей своего кресла, но и бюрократическим забвением.
Для того чтобы поверить в это, нужно только вспомнить, сколько таких вот «свежих» выдвиженцев уже растворились в чиновничьем небытии за прошедшее десятилетие.
Что же касается лета и осени 2004 года, то тут, конечно, можно ожидать и массовых «вбросов» на министерские места чиновников от 30 до 40 лет.
Тут следует отметить, что это могут быть не обязательно карьерные бюрократы или выпускники престижных западных университетов. Ведь, в общем-то, не секрет, что власть ищет себе сподвижников и среди политиков, и среди общественных деятелей, и даже среди журналистов. И это — первое.
Второй же, и безусловный факт заключается в том, что поиск новых кандидатур в правительственные структуры будет вестись не только среди 30-летних. Думается, что возрастной лаг здесь будет продлен, минимум до 40 лет. Вероятно также, что «повезет» и какому-либо сорокапятилетнему.
Почему этот «вброс» ждет нас летом-осенью?
«Виной» тому будут парламентские выборы, намеченные на конец года:
— правительству, в условиях предвыборного гвалта, придется все время корректировать свои тактические цели.
— исполнительной власти для усмирения особо ретивых политических оппонентов надо будет кем-то из своей команды «жертвовать».
— властям для снижения «политической радиации» обязательно понадобится привлечь на свою сторону кого-либо из оппонирующих им партий. А сделать это возможно, только включив этого «кого-нибудь» в состав правительственного менеджмента.
Не надо также забывать и о наших, пока никем не трогаемых олигархах. Они у нас в республике, все как на подбор, чертовски молоды для солидного бизнеса. А их соратники, — и того моложе. Естественно, что не все планы нынешнего правительства совпадают с их планами. Они ведь за последние 5-7 лет привыкли к одним «правилам игры»; и по-детски не понимают: зачем и как это вообще их можно менять?!
Как ни странно, но именно из-за этого, чисто возрастного нежелания смотреть на свой бизнес стратегически, наши олигархи могут начать еще одну кампанию по «внедрению» своих людей в правительственные кабинеты. Хотя, казалось бы, куда уж еще?..
Впрочем, последнее явление связано больше с еще старыми методами подбора кадров, которые были присущи госаппарату на первом этапе реформ. Ныне президент страны четко обозначил новые критерии прохождения во власть: «нужны люди, совершенно по-новому воспитанные и по-новому мыслящие».
Кстати, средний возраст госслужащих в Казахстане сегодня — 33 года. И тут мы опять — впереди планеты всей. А это накладывает особую ответственность за подбор кадров на руководящие в стране посты. Хотя бы, потому что, жители нашей страны никаких скидок на возраст своим руководителям делать не собираются.