С одной стороны, вроде начальство решило таким образом создать сотрудникам стимул для изучения языка. С другой – каждый начальник понимает под развитием и поддержкой казахского языка что-то свое.
Как это случилось в одном из госорганов, призванном следить за соблюдением не только законов, но и сохранением стабильности в обществе.
“Сомнительный подарок”
На электронную почту редакции пришло анонимное письмо, подписанное “половиной сотрудников ведомства”. Обычно мы анонимки не рассматриваем, но уж очень ведомство было серьезное.
Вот что написали неизвестные авторы: “Сомнительный подарок преподнесло руководство нашего ведомства своим сотрудникам. Раздача премий по итогам года осуществлялась по одному-единственному критерию – результатам тестирования на знание государственного языка. Те, кто прошел только элементарный и базовый уровни, получили по одному месячному окладу, показавшие средние знания – по два. Те, кто продемонстрировал уровень знания казахского языка выше среднего, были премированы четырьмя месячными окладами”.
И далее: “в результате коллектив ведомства распался на две группы: на тех, кто доволен премированием, и тех, кто возмущен таким толкованием своего вклада в общую работу. А ведь среди не получивших ощутимые премии много опытных специалистов, на которых возложена большая нагрузка и особая ответственность”.
В защиту своей правоты недовольные ссылаются на пункт 2 статьи 14 Конституции РК, где говорится, что “никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам”.
Как стимулировать – каждый сам решает
Такой подход к языковой политике, по мнению недовольных сотрудников ведомства, противоречит взглядам главы государства, который неоднократно призывал не допускать ущемления граждан по языковому признаку. Последний раз свою точку зрения по этому вопросу Президент Н. А. Назарбаев озвучил 14 декабря 2012 г., выступая с посланием “Стратегия “Казахстан-2050”: новый политический курс состоявшегося государства”.
Авторы письма написали и о несовершенстве самих тестовых заданий, которые, по их словам, не отражают реальный уровень знания человеком государственного языка.
Мы созвонились с представителем пресс-службы ведомства, с тем, чтобы получить официальный комментарий по поводу необычного “нововведения”. Но получили лишь неофициальный ответ:
– Это требование закона – знать государственный язык, а как в каждом ведомстве стимулируют его знание – это уже дело каждого отдельно взятого ведомства. Скажу вам лишь одно – недовольных мало, ведь в конечном итоге все получили премии. Пусть и разные. Многие язык у нас уже знают. А такой шаг только ускорит его изучение. Признаюсь, что сам оказался среди тех, кто не очень хорошо знает язык, но стараюсь его выучить.
Комментарий в тему
По мнению политолога Расула ЖУМАЛЫ, любой госслужащий должен уже при поступлении на службу владеть государственным языком:
– Это нонсенс, если сначала он поступает на службу, а потом с него требуют знание государственного языка. Если же рассматривать само стимулирование, то насколько оно прозрачно, справедливо, кто определяет уровень знаний? Что касается изучения казахского языка, нужна комплексная работа. Нужно создавать бесплатные квалифицированные языковые курсы для всех желающих с предоставлением льгот и возможностей. И поскольку у нас многие госслужащие не знают языка, то им нужно предоставить возможность его выучить. Например, выделять для этого один час рабочего времени. В дальнейшем люди, знающие в совершенстве государственный язык, могли бы иметь преимущества при продвижении по службе.
Казахский язык должен стать популярным
Мы решили опросить пользователей социальной сети Facebook: как лучше стимулировать изучение казахского языка – премиями, уменьшением рабочего дня или другими льготами? И вот какие ответы получили.
Елена: Нужно стимулировать нормальными методиками и вменяемыми учителями в первую очередь. Плюс к этому любой из вышеперечисленных методов.
Анатолий: Насильно заставить изучать язык не получится. Можно ввести сотни, тысячи декретов, законов и постановлений, но никакого результата не будет. Прозвучала идея заинтересовать русскоязычных изучать казахский язык через материальное поощрение. То есть так, как это сделали в Эстонии. Но тогда и делать это надо, как в Эстонии, где поощрялись в размере 30 процентов надбавки только лица нетитульной национальности. Второй эффективный путь – через развитие культуры. Надо, чтобы у популярных песен появились субтитры, как это делают сейчас испанцы и англичане. Отсюда вытекает третий пункт – активное развитие нормальных онлайн-переводчиков с казахского на русский и обратно. И еще. Казахский язык требует упрощения, реформирования по такому же принципу, как это в 20-х годах сделал в Турции Мустафа Кемаль.
Леонид: Необходимо выработать какие-то единые нормы языка. Ибо до сих пор при переводе, если есть два переводчика – есть два перевода, три переводчика – три перевода, и при этом каждый из них утверждает, что прав именно он.
Маржан: На мой взгляд, тема с языком в Казахстане – это проблема коррупции. Представляете, если бы все деньги, выделяемые на развитие языка, действительно пошли бы на его развитие, думаю, тогда бы все сейчас говорили на казахском и не чувствовали разницы, на каком языке говорят.
Арман: В Израиле наши бывшие соотечественники не могут устроиться на квалифицированную работу, если не сдали экзамен на знание госязыка. Даже шофером не устроишься без знания иврита. И даже те, кому уже за сорок, выучили язык. Так что можно заставить выучить…
К сожалению, газетная площадь не позволяет опубликовать все мнения, хотя среди них есть довольно интересные предложения. И не будем скрывать: были и крайне радикальные высказывания по этому вопросу. Тема языка – очень важная и крайне деликатная, потому и подходить к ней тоже нужно взвешенно. Особенно, как показывает разыгравшийся скандал, в вопросах “стимулирования”.