Язык до мажилиса доведет - Караван
  • $ 483.23
  • 534.74
+14 °C
Алматы
2024 Год
3 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Язык до мажилиса доведет

Язык до мажилиса доведет

В Шымкенте представители национальных культурных центров широко обсуждают проект государственной программы развития языков.

  • 29 Сентября 2010
  • 1477
Фото - Caravan.kz

В последнее время для Казахстана именно вопрос «языковых прав» стал одним из самых актуальных и обсуждаемых. В ходе обсуждения проекта государственной программы функционирования и развития языков на 2011-2020 годы, особое место занимает один из пунктов программы, а именно — оказание государственной поддержки сохранению языков народа Казахстана.
Целым рядом документов и нормативно-правовых актов ОБСЕ, ООН, и других международных организаций и институтов отмечается, что язык народа — это главный фактор этнического самоопределения, этнической дифференциации и интеграции. Поэтому процесс обеспечения языковых прав этнических меньшинств является решающим для развития прав меньшинств и человека в целом.
Вообще, сама постановка вопроса является весьма показательным фактором политики межэтнических отношений.
В самом деле, когда в соседних странах, непосредственно граничащих с Казахстаном, полыхают межнациональные войны и гремят взрывы терактов, в Шымкенте акиму Южно-Казахстанской области общественные организации предлагают озадачиться проблемой нехватки школьных учебников с казахстанской программой на языках национальных меньшинств.
Уместно также отметить, что обсуждение языковой темы, (равно как и проблем образования в национальных школах, сохранения народных традиций и обычаев, и прочих социальных аспектов), отнюдь не является способом отвести интересы нацменьшинств в сторону от их политических свобод и прав.
Механизм реализации политических прав национальных диаспор в Казахстане решен посредством создания Ассамблеи народов Казахстана.
Еще в 90-х годах, обладая статусом общественного органа, АНК стала уникальной диалоговой площадкой, регулятором межэтнических отношений, инструментом обеспечения соблюдения прав национальных меньшинств. А в 2008 году АНК получила право на депутатские мандаты в Парламенте страны, что практически позволило представителям этносов напрямую участвовать в решении государственных вопросов.
Конечно, даже такой социальный институт как Ассамблея народов, далек от идеала, и по этой причине тема отстаивания политических прав нацменьшинств в Казахстане объективно не исчерпана. Тем не менее, повторимся, на повестку дня в межэтническом вопросе выходит уже не столько правовая, сколько языковая и образовательная проблематика.
И тут имеется ряд принципиальных моментов — возможность обучения родному языку, возможность реализовывать свои права, пользуясь родным языком, и так сказать, социальная перспективность носителя данного языка.
В Южно-Казахстанской области проживают представители свыше ста наций и национальностей, имеется более 20 национальных культурных центров различных диаспор. И нередко в интернете и в научных публикациях приходится сталкиваться с мнением, что представители тех или иных этносов ЮКО имеют проблемы с обучением на родном языке, не обеспечены технической поддержкой, социальными перспективами и т.д. В этой связи хотелось бы озвучить некоторые наблюдения и замечания, отнюдь не претендующие на научность, но являющиеся сами по себе довольно интересными фактами.
Практически во всех культурных центрах организованы курсы изучения родного языка. Вот, например в немецком НКЦ на курсы обучения могут приходить вообще все желающие, независимо от национальности, причем совершенно бесплатно. Программа обучения языка Гете в немецких НКЦ Казахстана уже второе десятилетие спонсируется правительством Германии. Не приходится сомневаться в качественности курсов, технической обеспеченности, социальной перспективности владения немецким языком. Тем не менее, по признанию самих южно-казахстанских немцев, знанием родного языка из почти 4 тысяч немцев, живущих в ЮКО, может похвастать едва ли треть представителей диаспоры.
Примерно такая же ситуация в греческом, еврейском, польском, корейском НКЦ.
Совершенно противоположная ситуация наблюдается например в курдском НКЦ. Научно-технический потенциал в методиках обучения курдскому языку, по объективным причинам, приближен к нулю. Однако у 8 200 курдов, проживающих в ЮКО, знание родного языка (во всяком случае, на бытовом уровне) — стопроцентное.
И что? Разве логичнее было бы решить, что в Казахстане следует предпринять повышенные меры по сохранению и развитию немецкого языка, а не курдского?
Ну и, наконец, о социальной перспективности носителей «языка диаспор». Довольно часто в материалах всевозможных критических исследований как пример приводится социальная бесперспективность представителей таджикской диаспоры в РК. Дескать, обучение в национальной школе на таджикском языке ограничивает возможности представителей диаспоры получить затем высшее образование в РК. А если казахстанский таджик закончит ВУЗ в Душанбе, то в Казахстане трудоустроиться с таджикским диплом не получится — дипломы ТР в РК официально не котируются.
Вообще, в Казахстане даже Гарвард и Оксфорд официально котироваться не могут (у нас с Америкой и Западной Европой все еще слишком разные системы образования, хотя мы изо всех сил и стремимся к международным стандартам). Однако, согласитесь, вряд ли какой-нибудь казахстанский работодатель откажется от «оксфордца», если, конечно, последний захочет к нему устроится.
То есть, в секторе частного бизнеса вопрос о дипломах вообще не поднимается, здесь прежде всего — квалификация и компетентность. Другое дело в бюджетной или государственной сфере, где пункт о наличии диплома соответствующего образца очень важен. И проблема признания дипломов иных стран в Казахстане, конечно, есть. Причем ее особая актуальность вызвана именно тем, что диаспора тех же таджиков в ЮКО очень многочисленна — порядка 30 тыс. человек.
Однако позитивные сдвиги уже имеются — в августе этого года в школы Махтааральского района были трудоустроены три выпускницы душанбинских ВУЗов. Таким образом решение вопроса в данном направлении ведется в рабочем порядке, и хочется верить, будет окончательно разрешено в течение 3-5 лет.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что проблемы сохранения и развития языков отдельных народов, имеют, в принципе, совершенно не казахстанские корни. Но Казахстану предстоит проявить серьезную заботу о сохранении каждого языка, культуры и традиций всех народов, проживающих здесь. В конечном счете, Казахстан не зря признали во всем мире, как своего рода эталон межэтнического согласия, толерантности и дружбы народов. А это не только большая честь, но и большие обязанности.

Иван Тимченко, специально для Караван.kz