По прокурорским данным, в Северо-Казахстанской области официально числится 6 489 алиментщиков – столько исполнительных производств находится сегодня у судисполнителей. В подавляющем большинстве все алиментщики – отцы, их долг собственным детям зашкаливает за 50 миллионов тенге! Если без цифр – ситуация с алиментными долгами в регионе давно превратилась в проблему отцов и матерей. А жертвами на поле брани всегда остаются дети.
– Зачастую отцы не платят алименты, потому что просто не хотят. Скрываются, прячут свои официальные доходы или ничего не получают, так как не хотят работать. Но есть и такие, которые беспокоятся о детях, но работы у них действительно нет, поэтому и помочь нечем, – срывает маски с отцов-алиментщиков Алия КУСАИНОВА, помощник прокурора СКО.
Сотню тысяч подавай!
Тем, кто ищет работу, но не может трудоустроиться, решили помочь, организовав ярмарку вакансий. С предложениями работы на нее пришли 26 работодателей. Вакансии были на подбор исходя из портрета среднестатистического алиментщика: предлагали мужской труд в строительстве, производстве, сфере услуг.
В фойе Дома культуры, где раскинулся рынок труда, яблоку негде было упасть. Папы-алиментщики пришли и даже активно интересовались предложениями. Справлялись об условиях труда, льготах, а главное – о получке. И тут же… воротили нос. Работодатели предлагали зарплаты в пределах 50 тысяч тенге. Один из алиментщиков – крепкий мужчина в расцвете сил – так и рявкнул, хлопнув дверью при выходе: “Меньше чем за 100 тысяч с дивана не встану!”. И с гордо поднятой головой удалился прочь.
Примечательно, что именно 50 тысяч – самая часто получаемая заработная плата в Петропавловске и именно на такие деньги десятки тысяч мам кормят, одевают и воспитывают детей.
Итог ярмарки – алиментщики взяли 10 направлений на работу. Посетили ярмарку 250 соискателей.
От страха миллионы находят
Как заставить отцов платить алименты? Этот вопрос, оказывается, риторический. Юридически, говорят прокуроры, все инструменты имеются.
– С начала года мерами прокурорского реагирования погашен долг по алиментам на 12 миллионов тенге. К административной ответственности привлечено 250 алиментщиков, – отмечает Алия Кусаинова.
А секрет возвращения долгов – в боязни папаш оказаться за решеткой. Привлечение к административной ответственности – своеобразный фундамент для возбуждения более серьезного дела. Как только должники оказываются на пороге уголовной ответственности, парадоксально быстро находятся деньги.
К примеру, один такой папаша, годами не плативший алименты и задолжавший ребенку аж миллион тенге, недавно моментально отсчитал купюры бывшей супруге, едва прокуроры объяснили ему судебную перспективу долга в уголовном формате. Мама в слезах от счастья даже благодарственное письмо прокурору СКО написала.
Выбор за мамой
– Почему уголовные дела за неуплату алиментов – большая редкость?
– Привлечение к уголовной ответственности по статье 139 УК РК “Неисполнение обязанностей по уплате средств на содержание детей” является делом частно-публичного обвинения и возбуждается только по жалобе потерпевшего. На деле мамы не идут до конца. Жалеют, боятся или верят обещаниям бывших мужей, – говорит Алия Кусаинова.
При этом санкция статьи предусматривает наказание – ограничение либо лишение свободы на 2 года.
Получается, поднять папу с дивана и заставить платить алименты ребенку можно, были бы желание и сила воли у мамы.
Петропавловск