Правительство провозгласило новую экономическую политику. Страна восходящего солнца отказалась от изоляции и направила свои усилия на модернизацию и вестернизацию. Главной целью стало догнать и перегнать мир белых людей.
За 30 лет Япония преобразилась. Токийская бухта покрылась чадящими трубами металлургических заводов. Южный остров Кюсю заполнился верфями. В Осаке и Кобе сконцентрировались химические и перерабатывающие предприятия. Появились железные дороги и автомобили.
В моду вошло всё западное. Местное объявлялось отсталым. Европейцы вторглись в святая святых – национальную кухню.
Появились новые для островов продукты и методы их обработки. Дошло до того, что в культурном плане горожане начали европеизироваться. Это принесло успех: сначала японцы победили Российскую империю, затем Поднебесную.
Окончательной вестернизации страны помешала политика. После захвата Маньчжурии Япония вышла из Лиги Наций. Правительство вернулось к культивированию национальной идеи и исключительности японской нации.
Чтобы выделить себя в мире, лидерам страны надо было найти и закрепить базовые элементы культурной самобытности.
Два элемента уже были – синтоизм и поклонение императору. Начался скрупулезный поиск культурных артефактов. В список вошли замки и парки, руины древних столиц и бывшие резиденции, старые дома, колодцы, верстовые столбы, мосты, ущелья, пляжи, горы. Всё регистрировалось, их владельцы налагались правами и обязанностями по защите памятников, государство выделяло средства на эту работу.
Но после поражения во Второй мировой войне острова захлестнула волна самокритики. Еще и американцы как победители старательно почистили эту идеологию.
В 1950 году правительство приняло новый закон о защите важнейших культурных ценностей Японии. Список резко увеличился. В обиход вошло новое понятие – живые национальные сокровища.
Так обозначают людей, представляющих для нации особое значение в сохранении традиций и культуры. К ним относятся ведущие актеры театров но, кабуки и бунраку, известные ремесленники и художественные мастера: кузнецы, мастера которые занимаются керамикой, металлом, деревом, бумагой, шелком или искусством кимоно.
Сегодня на национальном уровне “отобраны” для охраны 47 умений, принадлежащих 51 индивидуалу, и 23 умения, принадлежащих 25 группам специалистов. В префектурах – еще 12 методов, в муниципалитетах – 42. Всего более 100 ремесленников носят титул живого национального сокровища. За что казахстанские звезды попадали под суд, и чего им это стоило
Работы большинства из этих мастеров отмечены в родной стране. Они регулярно делятся секретами искусства с молодежью и просто неравнодушными людьми. Каждое их произведение уникально, априори признается значимым культурным наследием и становится шедевром. Как следствие, творчество таких специалистов ценится очень дорого.
Но есть проблема: если кинуть таких “монументов” в рынок, они быстро встанут “за конвейер” и будут шлепать по бадье шедевров в сутки. Масса таких творений быстро обесценит само умение, а затем и цель всей этой работы.
Поэтому агентство по делам культуры выбрало экономический метод: каждому мастеру-сокровищу выплачивается пожизненная стипендия, которая обеспечивает ему безбедную жизнь. Но при этом на него накладываются ограничения: творить, быть примером, не допускать халтуры, жить скромно. Это не официальные, а социальные обязательства, выросшие из культурной традиции жестко структурированного общества. При их исполнении живое сокровище становится чем-то вроде совести нации.
Денег на стипендии хватает.
Затраты национального бюджета на дела культуры составляют порядка 100 миллиардов иен. Это около 1 миллиарда долларов.
Расходы местных органов власти еще больше – около 3 миллиардов долларов…
Культура в Казахстане ценится. Но, к сожалению, у нас в стране смотрят лишь на проявления творчества, забывая про эффект, который оно производит в обществе. В итоге искусство подменяется массовой поп-культурой.
Когда смотришь на отечественный бомонд, иногда становится страшно за культурные наслоения, которые они создают. Цель у всех одна – заработать!
Моральные ценности отодвигаются. В итоге отягощенные громкими регалиями музыканты, певцы, артисты, художники, ювелиры регулярно становятся героями скандалов. При этом они не перестают быть идолами для своих поклонников.
Скромных же творцов искусства не видно. Ценители прекрасного начинают бить тревогу только тогда, когда мы теряем направления в творчестве. Потом минкультуры выделяет деньги, и мы с трудом восстанавливаем свою историю.
Алматы