Яйца, головы, музеи - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Яйца, головы, музеи

Яйца, головы, музеи

История страны через неоднозначные символы. Артистический тандем ZITABL представил экспозицию “Яйцеголовые на конвейере времени…”

  • 10 Октября 2008
  • 1770
Фото - Caravan.kz

Авторы проекта, художники Зитта Султанбаева и Абликим Акмуллаев, являют собой творческий дуэт, который хорошо известен в Казахстане и за его пределами под ником ZITABL. Их новая экспозиция представляет собой серию фотоколлажей, где на увеличенных до внушительных размеров фотографиях вместо лиц художники поместили изображения яиц. К мысли посвятить “яйцеголовости” целую выставку подтолкнул заказ от кыргызстанского Фонда поддержки образовательных инициатив. С помощью своего арт-проекта Зитте и Абликиму надлежало рассказать современным художественным языком историю нашей страны.

Проиллюстрировать ее художникам удобней всего оказалось через историю своей семьи, которая сохранилась на фотографиях в альбомах. Идея дать выставке такое неблагозвучное название появилась благодаря напросившейся аналогии – ведь виньетки на фотографиях советской поры своей овальной формой так напоминают яйца. Развивая эту мысль, художники пришли к тому, что госсистему тогда не интересовали личности, ей удобней было иметь дело с винтиками, ячейками, которые она и плодила в своем идеологическом “инкубаторе”. Так и появился проект “Яйцеголовые на конвейере времени: от Коллективного прошлого к Индивидуальному настоящему”.

Благодаря фотографиям школьников, студентов, трудящихся, запечатленных в разные периоды истории Казахстана, можно увидеть, как менялись общество и страна. Рассматривая работы по часовой стрелке, зрители в конце концов натыкались на огромный портрет менеджера среднего звена. Белый овал вместо лица у этого продукта современности в типичном офисном дресс-коде, изображенного на фоне государственного флага, смотрится как нельзя оправданно.

Награждая людей, изображенных на портретах, яйцами, никакой личной неприязни к “заклеиваемым” Зитта и Абликим не испытывали. И, кстати, не все так однозначно плохо в этих яйцах. Тем более формат современного искусства располагает к самым широким трактовкам используемых объектов. К примеру, авторы предлагают рассматривать яйцо в том числе и как символ жизни.

В целом атмосфера на вернисаже носила душевный и даже семейный характер. Фотографии из альбомов на стенах, бутербродики все с теми же яйцами и ретро-саундтрек в духе советских эфиров Казахского радио.

Выставка продлилась всего неделю и реализована она была как часть проекта “Современное искусство для современного музея”, прошедшего в нескольких центральноазиатских городах. Правда, в казахстанском случае площадкой, способной принять этот проект, оказалось куда более камерное заведение – известная алматинская галерея “Тенгри Умай”.

Артем КРЫЛОВ, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)