Уж, больно неожиданным показался выбранный главой государства приоритет. Мы ведь в последние 10 лет все больше привыкли с надеждой смотреть на наши углеводородные запасы. А про агропромышленные попросту забыли. Несмотря на то что, на селе сегодня живет около 43 процентов казахстанцев.
Сказано — отрезано
Но, когда стало известно, что в ближайшие три года государство намерено потратить на подъем села 24 миллиарда тенге; когда Совет безопасности страны утвердил госпрограмму развития агропромышленного комплекса; когда почти мгновенно появился проект Земельного Кодекса; и, наконец, когда министра сельского хозяйства назначили еще и вице-премьером республики по совместительству, — даже скептики были вынуждены удивленно замолчать.
Нет, масштабами, миллиардами и госпрограммами наш аул не удивить. Ведь не зря же он 70 лет жил и работал в условиях советской экономики. В нынешней же ситуации, на серьезность намерений властей указывает то, что исполнительная власть с рекордными для него темпами откликнулась на соответствующее обращение президента страны. В новейшей казахстанской истории такое случалось лишь раз: когда в 1995 году Верховный Совет последнего созыва был признан не легитимным, и вся законодательная власть на время перешла главе государства. Но вернемся в наши дни…
Правительственное планов громадье сегодня соседствует с таким же по объему количеством проблем, которые существуют в казахстанском агропромышленном комплексе. Да и агропромышленным-то наше село ныне язык не всегда поворачивается называть. Но, что делать, если в нашей республике власти с периодичностью в 20 лет вспоминают об АПК?
Смотрите, смотрите: какие яйца!
Впрочем, если посмотреть на статистические показатели села за прошлый год, то, вроде бы, все говорит о том, что оно у нас совсем не безнадежно. Много выращено зерна. Выросли в 2002 году также показатели по производству шерсти, надоям молока, количеству рогатого скота. А производство яиц, так и вовсе, увеличилось в прошлом году более чем на 23 процента. Но статистические данные — это лишь сухие цифры. Что же реально меняется, и будет изменяться в казахстанском ауле? Спектр ответов на этот вопрос сегодня весьма широк. От уничижительных сравнений с африканской действительностью, до восторженных восклицаний о том, как все будет прекрасно, буквально через 1000 дней.
Чтобы понять, что на самом деле будет происходить в нашем сельском хозяйстве в ближайшие годы, надо не только внимательно изучать соответствующие правительственные документы, но еще и вернуться в недавнее прошлое. Возьмем, к примеру, прошлогоднюю, так называемую, «битву за урожай». Тогда многие крестьянские хозяйства в нашей стране собрали столько зерна, что его было просто физически невозможно все продать. Ни государству, ни перекупщикам, никому. Причин тут было много. Отмечу тут лишь одну: многие фермеры попросту прогадали, «поставив» на зерновые культуры. Потребительский рынок ждал от них совсем другой продукции. Правда, самим крестьянам от констатации данного факта легче не стало…
Ученых построили. Ученые ждут приказа
Одним из знаковых шагов республиканской власти в контексте ее попыток возрождения села, — многие эксперты называют сегодня создание 9 научно-производственных центров и одного научно-исследовательского института. Все они образованы министерством сельского хозяйства на базе 27 специализированных научных учреждений республики. Всячески расхваливают это решение и те ученые менеджеры, которые получили в свое распоряжение, вместо одного института, — сразу три или четыре.
Но есть у этого шага и противники. Особенно те ученые, которых судьба высоких решений о возрождении села, неумолимо тащит из Алматы в Астану. Они все удивляются, зачем туда ехать, когда и из предгорий Заилийского Алатау прекрасно видны степные просторы Казахстана…
Что же конкретно даст подобное объединение, покажет ближайшее будущее. А пока можно говорить лишь о том, что мнение ученых сегодня мало учитывается в сельскохозяйственной практике. Я, к примеру, вообще, не слышал, чтобы труд наших «тимирязевых» хоть где-то был востребован. Ну, только, если в борьбе с саранчой.
Итак, первый год из «трехлетки» возрождения аула уже начался. Энтузиазма сейчас, конечно, больше, чем скепсиса. А для того, чтобы оптимизм этот не растворился в суете реформ, и через пару лет мы не стали искать ответы на вопросы: «кто виноват?» и «что делать?», — нашим властям надо постоянно помнить: еще 10 лет с недоразвитым селом Казахстан уже не вытянет.
Всемирный потоп? Конец света? Халатность!
Погодные явления, которые у нас, почему-то, принято называть «сюрпризами природы», этой зимой, и, правда, удивили очень многих жителей нашей планеты. И почти столько же землян огорчили.
Снегопады в Испании и Франции, наводнения в Германии, снежные бури в южных штатах США, и, наконец, почти тотальные рекорды холода в России, — вот первые итоги нынешней еще не закончившейся, зимы.
И, кстати, как это не покажется кому-то странным, во всех этих странах главной проблемой на время стала неготовность коммунальных служб, тепловых и энергокомпаний к подобного рода катаклизмам.
Правда, нам от этих наблюдений, вроде бы ни тепло, ни холодно. Впрочем, нет. Многим казахстанцам этой зимой тоже далеко до «теплой жизни». Но не из-за эмоционального восприятия нынешних парадоксов зарубежной зимы. А, потому то, в их домах было очень холодно. А, как только это происходит: экономическая халатность плавно перетекает в политику.
Ведь простому человеку, в сущности, наплевать, — кто виноват в том, что он мерзнет: государство или местный тепловой монополист. Его больше интересует: почему он, оплачивая постоянно растущие тарифы на коммунальные услуги, никак не может получить в полном объеме этих самых услуг?
А вот, в правительстве сложившейся ситуацией вполне довольны: макропоказатели и законы, регулирующие деятельность предприятий, доминирующих на рынке теплоснабжения, в прошлом году только улучшались. Только, во всех регионах республики, кроме совсем южных, люди этой зимой продолжают мерзнуть. За фактами обращайтесь в любую газету, к любому телеканалу.
Хроника хроников
Так, что же на самом деле происходит далеко от теплых кабинетов в Астане. Наверное, только Алматы в этом году миновала участь многочисленных проблем с теплом в домах. Да и то, подмерзших и потому злых жителей в южной столице тоже хватает. Благо, что после Нового года здесь ударила оттепель.
В большинстве же городов республики до оттепели далеко. Чтобы убедиться в этом, — достаточно посмотреть прогноз погоды или на термометр в собственном доме. А потом, вспомните, что Казахстан — 9-я по территории страна в мире. Центр, Север и Северо-Восток которой подвержены зимой бесконечным метелям и другим нехорошим морозным излишествам.
И, кстати, уже сегодня известно, что некоторые региональные монополисты тепло-, энерго- и газоснабжения вовсю жалуются на слишком суровую нынешнюю зиму. Мол, больно крепкие морозы ныне ударили.
Причем, предприятия эти (которые, к слову, уже хорошо закрепились в областях и городах, «дружат» с местными властями, и, вроде бы «слушаются» центральных начальников) не говорят об одном. А, именно, о том, что зимы на большей территории Казахстана хронически бывают суровыми. И только в последние 5-7 лет у нас произошло относительное потепление. Правда, до некоторых городов страны оно так и не дошло…
Принципиально проблемы наших населенных пунктов этой зимой не изменились. В городах и селах — примерно поровну. А главная закономерность: зима, как обычно, пришла для поставщиков тепла совершенно неожиданно. И начались дрязги между компаниями, гос.учреждениями и людьми, отвечающими за то чтобы простым гражданам страны теплее жилось. Каждый из них теперь ссылается на другого, как на основного «врага казахстанского народа». При этом сам пытается выглядеть «белым и пушистым». Впрочем, казахстанцам от этого теплее не становится…
Убийство монополиста в разрушенном подвале
А теперь о новой тарифной политике правительства. Если кратко, то главная исполнительная власть желает, чтобы с этого года монополисты, формируя себестоимость своей продукции, закладывали туда только, фактические расходы. А не средства, потраченные на отделку офисов, покупку иномарок для руководящих работников и т.д.
Пожелание это сколь благое, столь и революционное. Ведь многим производителям коммунальных услуг в этом случае придется или разоряться или, вправду, начать ремонтировать свои обветшалые основные фонды. Другое дело, что ни того, ни другого монополисты, по определению, делать не любят…
***
Середину календарной зимы мы уже переступили. Без потерь не обошлось. Кто-то из жителей республики продолжает мерзнуть; а кто-то — попал в «жернова» оттепельной эпидемии гриппа. Только на сегодня, по официальным данным болеет уже более 400 тысяч человек. К сожалению, правительственные органы не ведут статистики замерзающих казахстанцев. Считается, что это проблемы местных властей и монополистов коммунальных услуг. На самом же деле, это, как раз, проблема всего государства. Потому что, создавать условия для достойной жизни простых граждан страны, — и есть его (государства, как бюрократической системы) первейшая задача.
Странно, что многие чиновники этого так до сих пор и не поняли…