Окончательную точку ставить рано, но, тем не менее, первые позитивные шаги, направленные на улучшение жизни народа, уже начались. Жертвы полигонов во главе с руководителем антиядерного движения «Нарын» Какеном Кубейсиновым добивались этого больше 10 лет.
Обострение ситуации со здоровьем населения, проживающего вблизи ядерного полигона Азгир и ракетного полигона Капустин Яр, может превратиться в национальную трагедию. Но почему-то это меньше всего беспокоило, казалось бы, заинтересованные министерства. Сначала пробовали проблему вообще замолчать, мол, так лучше, если о ней никто не будет знать.
И, несмотря на то, что люди умирали от непонятных недугов, рождались уродами, медики и экологи в один голос заявляли, что в этих районах все благополучно, а почему дети появляются на свет c отклонениями, они сказать не могут.
И даже сейчас чиновники от министерств, которые никогда не бывали в этих районах, не желают верить тому, что положение там столь ужасно. И из раза в раз предлагают продолжать исследования.
На последнем заседании межведомственной правительственной группы был поставлен вопрос о необходимости отследить динамику рождаемости, смертности, младенческой смертности и естественного прироста населения за последние 40 лет по районам.
Также данная комиссия приняла решение провести анализ заболеваемости по обращаемости за 10 лет; особенности территориального распространения онкологических заболевании и динамику их частоты, такой же анализ предлагается провести по туберкулезу. Кроме того, будет проведено генетическое исследование, а также экспедиционное обследование взрослого населения. Имеющихся данных по всем этим показателям, чиновникам оказалось недостаточно. Хотя тщательные исследования проводились самими представителями министерств.
И, тем не менее, сегодня идет речь о том, что все обследования в этом направлении проводились в советское время, российскими учеными. На что руководитель движения «Нарын» Какен Кубейсинов, более 10 лет занимающийся это проблемой, однозначно заявляет, что имеющиеся у него на руках несколько томов документов по полигонам Капустин Яр и Азгир- плод труда ученых нашей республики.
Более того, российская сторона еще тогда не пожелала делиться никакими документами, касающимися экологии и здоровья населения, проживающего вблизи полигонов. Уж они-то точно понимали, какой ущерб наносят испытания. Поэтому Кубейсинов уверен, что требования наших министерств продолжить исследования влияния полигонов, это ничто иное, как желание оттянуть время. Конечно, чиновникам в уютных кабинетах сложно понять страдания людей, у которых нет рук, ног, глаз, которые не могут элементарно себя обслужить. На сегодня в одной только Западно-Казахстанской области проживает около 23 тысяч инвалидов. Из них 10% — дети, рожденные с различными аномалиями. Всего в области насчитывается 6тысяч инвалидов-детства.
Полигон Азгир был создан и действовал между населенными пунктами, где проживало около 4 тысяч человек. Переселения людей в безопасное место не проводилось. На 10 площадках проведено 17 подземных ядерных взрывов. Первый взрыв был осуществлен на глубине 160 метров на расстоянии 1.5 км от села Азгир, где проживало около 500 человек. Все взрывы проектировались как камуфлетные, то есть без выхода радиоактивных продуктов на поверхность.
Однако этого достичь не удалось, о чем свидетельствуют данные по продолжительности радиоактивных выбросов из полостей от двух дней до 11 месяцев, когда выброшенными в атмосферу оказались более 10 млн. Кюри радиоактивных веществ. По данным исследований, подземные полости заполнены радиоактивным рассолом, что создает опасность распространения его по водным горизонтам. Из-за обнажения почвенных покровов, вследствие водной и ветровой эрозии, наблюдаются рецидивные проявления в виде вновь возникающих радиоактивных пятен, на некоторых площадках мощности эквивалентных доз составляют до 1200 Мкрент/ч.
Отсюда ясно, что площадки полигона представляют собой зону повышенной опасности. На полигонах и прилегающей к ним местности за годы независимости проводилось 16 различных исследований. На значительной территории установлено наличие цезия, на ряде точек почва загрязнена тяжелыми металлами. Особо опасны токсичные химические элементы, такие как: кадмий, свинец, талий, калий и др.
Все это не могло не отразится на экологии и здоровье населения. Межведомственная рабочая группа при всем своем желании оттянуть время, под давлением общественности была вынуждена на основании имеющихся данных констатировать, что население, проживающее в районах, прилегающих к военно-испытательным полигонам, оказалось под их воздействием.
Сейчас предлагается разработать и утвердить в установленном порядке программу на 2005-й и последующие годы предусматривающую первоочередные мероприятия по реабилитации населения, пострадавшего от воздействия полигонов, оказанию адресной социальной помощи инвалидам и другим слоям населения.
Акимам Западно-Казахстанской и Атырауской областей поручено до 1 июля 2004 года разработать и внести на утверждение программу на 2005-й и последующие годы.
На прошлой неделе в Западно-Казахстанской области была создана специальная рабочая комиссия по решению поставленной задачи. Как отмечает Кубейсинов, оказание адресной социальной помощи инвалидам — это первый этап поддержки пострадавшего населения. В связи с тем, что оказание адресной помощи сразу всему населению будет сложно для бюджета, Кубейсинов предложил разбить этот процесс на три этапа — первоочередная помощь будет оказана инвалидам, затем больным, не имеющим инвалидности, и в последнюю очередь всем, кто проживал в эти годы на территории, прилегающей к полигонам. «Это лучше, чем совсем ничего», — говорит Кубейсинов.
Между тем, Россия за аренду казахстанских земель под полигоны платит нашей республике ежегодно 27,5 млн. долларов. Всего российская сторона арендует для этих целей около трех миллионов гектаров, из них половина в ЗКО и Атырауской областях.
Все эти деньги поступают в республиканский бюджет. В местную казну не доходит ни одного тенге, не говоря уже о страдающих людях. Свое нежелание делится, в центре объясняют тем, что не всегда поступают «живые» деньги, в основном Казахстан берет бартером в виде военной техники, а также обучает своих военных в российских учебных заведениях. И, тем не менее, для страдающего населения было бы достаточно хотя 2-3% от всей суммы, поступающей за аренду. Для этого нужно принять закон «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных, ракетных и других испытании на полигонах Капустин яр и Азгир».
Но именно в нем вся загвоздка, потому что закон уже больше 10 лет не хотят принимать правительственные мужи, сменяющие друг друга.
Сегодня выясняется, что даже из тех средств, что поступают уже в местную казну за загрязнение окружающей среды, народу ничего не достается. Межведомственная группа отметила неудовлетворительность работы акимов в этом направлении, и теперь государство намерено создать отдельный республиканский фонд, где будут аккумулироваться все «экологические» средства. Чиновники исходят из того, что, если деньги будут в одних руках, будет легче ими распоряжаться и использовать целенаправленно. Однако, если раньше деньги не доходили до простого народа, когда были рядом — в местной казне, вряд ли теперь они из центра будут отпускаться…
А что касается самих полигонов, то межведомственная группа поручила разработать соответствующим органам проект комплексной программы обследования территории Азгира и Капустина Яра и в установленном порядке внести на рассмотрение республиканской бюджетной комиссии при формировании бюджета на 2005 год.
Так, что борьба продолжается.