В международной прессе после 11 сентября периодически появляются сообщения о нахождении в странах Центральной Азии неконтролируемых государствами радиоактивных материалов, которые поставляются или могут поставляться террористам.
В настоящее время географическое и стратегическое положение Республики Казахстан по многим параметрам предопределяет транзитные пути перемещения как наркотических средств с юга на север, так и нелегальные пути транспортировки ядерных и радиоактивных веществ в южном направлении через страны СНГ.
Стоит отметить, что в Казахстане имеется развитый промышленный и научно-исследовательский комплекс, состоящий из:
Ульбинского металлургического завода по производству топливных таблеток из диоксида урана для сборок, предназначенных для реакторов типа РБМК и ВВЭР. Данное учреждение имеет хранилище для радиоактивных отходов производства;
Актаусского энергетического комбината по выработке тепла, электроэнергии и пресной воды на основе реактора на быстрых нейронах БН-350. На территории этого учреждения сосредоточены отходы ядерного топлива, содержащего высокорадиоактивный и токсичный плутоний;
комплексов научно-исследовательских реакторов Национального ядерного центра;
водоводяного реактора, водоводяного гетерогенного реактора на тепловых нейтронах, импульсного гомогенного уран-графитового реактора на тепловых нейтронах;
источников ионизирующего излучения, используемых в добывающей и перерабатывающей промышленности;
объектов уранодобывающей и перерабатывающей промышленности.
Подобный ряд может вполне реально стать объектами интересов преступных группировок, способных транспортировать радиоактивные материалы за пределы Республики Казахстан в ближнее и дальнее зарубежье.
Поэтому Агентство по атомной энергии Министерства науки республики Казахстан изучает российский опыт укрепления государственных структур, занятых борьбой с незаконным оборотом ядерных и радиоактивных материалов.
Представители Агентства считают, что в Казахстане должны быть созданы — по примеру российских — таможенные посты, оснащенные современным оборудованием, в особенности, при наличии прозрачных границ Казахстана с сопредельными государствами.
Как следствие этого сейчас в республике формируется система контроля ядерной деятельности и обеспечения безопасности при использовании ядерной энергии.
Формирование данной системы стало возможным благодаря сотрудничеству Казахстана с международными организациями, такими как МАГАТЭ. Данная организация как никогда прежде обеспокоена сложившейся ситуацией в Казахстане и в Центральной Азии. Подобная обеспокоенность наблюдается уже на протяжении нескольких лет.
В этом случае нужно отметить, что периодически в СМИ проходит информация о задержании людей, пытающихся незаконным образом провести радиоактивные материалы через границы центрально-азиатских республик. С учетом возможности террористической угрозы, связанной с незаконным оборотом радиоактивных материалов, озабоченность МАГАТЭ вызвана реальными фактами.
Так, например, представители организованной преступности, по данным МАГАТЭ, уже начали проявлять внимание к вопросу утилизации радиоактивных отходов.
Этот процесс не остался незамеченным Международным агентством по атомной энергии. Из СМИ и от независимых наблюдателей, которых у МАГАТЭ свыше 12 тысяч по всем 134 странам-участницам, в 2000-2001 гг. становились известными такие случаи, как:
ввоз в Россию «пассажиром рейсового автобуса» из Казахстана примерно 7 кг порошка тория в смеси с радием-226;
гражданин Узбекистана вывозил из аэропорта Киргизии в кармане для клиента в ОАЭ капсулу, предположительно с плутонием, но получил смертельную дозу облучения;
в Таджикистане была пресечена попытка воровства 1 кг урана, смешанного с радиоактивным Цезием-137.
Явных доказательств того, что в Центральной Азии процветает ядерная коммерция, не существует. Однако международные организации обеспокоены тем, что признаки, указывающие на наличие такой торговли, не всегда становятся предметом внимания соответствующих органов.
В свое время производством атомных вооружений занимался Казахстан, который пошел на сотрудничество по вопросу о демонтаже соответствующих цехов. В Казахстане не существует ядерных захоронений, есть только долговременное хранилище отработавших радиоактивных источников, которое находится на площадке Института атомной энергии НЯЦ РК. А именно — хранилище «Байкал-1», куда ежегодно свозят отработавшие свой срок источники, использовавшиеся в медицине и промышленности, на долговременное хранение.
Особую обеспокоенность может вызвать проект по разработке уранового месторождения «Заречное» в ЮКО.
Для него уже создан инвестиционный фонд в размере 18 млн. долларов. По некоторым оценкам запасы месторождения «Заречное» достигают 19 тыс. тонн урана. Первая урановая продукция на месторождении будет получена в июле 2005 года, в 2005 году планируется добыть порядка 80 тонн, в 2006 году — 250-380 тонн.
На проектную мощность, предусматривающую добычу 500 тонн урана в год, рудник выйдет в начале 2007 года. При перспективе дальнейшей разработки 7 подобных рудников к 2015 году объем добычи урана в Казахстане можно будет довести до 15 тыс. тонн.
В результате чего Казахстан станет вторым в мире производителем урана после Канады.
Этот факт с одной стороны способствует росту имиджа Казахстана на международной арене и перспективой дополнительного пополнения государственного бюджета страны.
С другой стороны, Казахстан в очередной раз становится объектом внимания преступных транснациональных организаций. Судя по тем масштабам добычи радиоактивных материалов, Казахстан могут посетить в ближайшем будущем далеко не рядовые торговцы радиационным товаром.
В настоящее время отмечаются пока единичные случаи контрабанды радиоактивных материалов. Так служба национальной безопасности (СНБ) Кыргызстана пресекла попытку продажи партии радиоактивного плутония-239. Когда 30 сентября, житель республики пытался сбыть 60 свинцовых контейнеров с плутонием. Здесь нужно отметить, что плутоний-239 используется в производстве ядерного оружия.
Сотрудники таджикского Агентства по контролю за наркотиками также задержали гражданина Узбекистана, у которого при обыске был обнаружен и изъят контейнер с плутонием весом в три грамма.
Данный список можно продолжать и продолжать. Вполне вероятно, что он будет пополняться и в 2005 году.
Но, учитывая напряженную ситуацию в Центральной Азии, республикам региона следует больше внимания уделить данному вопросу и консолидировать усилия в сфере контроля за распространением и передвижением радиоактивных материалов, которые в последнее время становятся одной из составляющих большой политики как в Центральной Азии, Азиатско-тихоокеанском регионе, так и на Ближнем Востоке.