Мои давние читатели знают, что я всегда был последовательным и твердым критиком наших властей, но никогда не демонизировал их представителей и не мазал всех одной краской, а умел различать среди них и достойных. Одним из таких является Токаев, причем он занимает особое место. Политики такого уровня, как он, невольно публичны и известны всем, кроме того, я довольно хорошо знаю его по личным встречам, поэтому у меня есть свое твердое суждение о нем, которым хочу поделиться с вами.
В 1992–1993 годах прошлого века я работал заместителем министра печати и информации республики. И тогда общался со многими чиновниками среднего и высшего звена, ряд из которых позже сделали успешные карьеры, а некоторые даже взошли на вершины власти. В конце 1993 года я добровольно ушел из министерства, со многими из них наши пути разошлись, и только с небольшим числом чиновников я продолжал поддерживать связь.
Например, мой бывший министр Куаныш Султанов стал моим близким другом, а с Касым-Жомартом Токаевым, Имангали Тасмагамбетовым и Маратом Тажиным сохранились добрые отношения, и в случае журналистского пожелания с моей стороны поговорить с ними, порой даже просто так, они без задержек принимали меня в своих высоких кабинетах. И несмотря на то, что я был критиком власти, одними из главных представителей которой являлись они, они с пониманием относились к этому, так как знали, что я убежденный государственник с “особой позицией”.
С Токаевым я познакомился в 1992 году следующим образом. Тогда министр иностранных дел нашей республики Тулеутай Сулейменов совершил свой первый официальный визит в Поднебесную. И в состав делегации включили нескольких заместителей министров различных ведомств, в их числе профильного – Касым-Жомарта Кемелевича, и меня. В Пекине китайцы приняли нас очень тепло, они с большим любопытством вглядывались в лица потомков тех самых “варваров”, с которыми их предки воевали в течение многих столетий и построили против них свою Великую стену.
Мы, тогда относительно молодые, были открыты и полны надежд, легко вступали в контакт друг с другом. И, конечно, я обратил внимание на Касым-Жомарта Токаева. Он до этого работал в посольстве СССР в Китае и так чисто говорил на пекинском наречии, что китайцы принимали его за своего. Переговоры с китайской стороной во главе с известным министром иностранных дел Цянь Цичэнем прошли успешно, после которых хозяева для членов нашей делегации организовали очень интересную культурную программу, но, как выяснилось, в ней не предусматривалось посещение площади Тяньаньмэнь. Я подошел к Касым-Жомарту Кемелевичу и сказал, что мне очень хотелось бы побродить по этой легендарной площади. Он ответил, что китайцы не любят отклонений гостями от предусмотренной для них программы. (Напомню, это было 27 лет назад и Китай только начинал открываться миру.) Но если мне очень этого хочется, то он может сам сходить со мной туда. Естественно, я был рад этому.
Ближе к вечеру Токаев взял машину, и мы вдвоем поехали на площадь Тяньаньмэнь. Мы часа полтора бродили по ее огромному пространству, и Касым-Жомарт Кемелевич рассказал мне очень много интересного не только об этой площади, но и о расположенном рядом Запретном городе, Пекине и обычаях китайцев. Он оказался наблюдательным человеком и замечательным рассказчиком. Говорил ярко, интересно и с тонким юмором. И применительно к случаю прочитал короткие стихи, если не запамятовал, Ли Бо.
Если по центральным площадям других столиц люди, включая представителей этой страны, как правило, бродят, рассматривая всё вокруг, то я заметил, что множество китайцев расположились здесь по-домашнему, сидели группками на циновках, оживленно беседовали и смеялись, не обращая внимания на любопытных прохожих. Мой спутник объяснил мне, что большинство китайцев живут в небольших квартирах, причем там обитают три их поколения. Поэтому из-за тесноты вечерами часть из них идут на ближайшие площади, где проводят досуг, а молодые супруги уединяются в парках. При этом никто их не беспокоит.
Позже я периодически встречался с Касым-Жомартом Кемелевичем, нередко брал у него интервью, при этом он дружески и доверительно сетовал, что многие наши журналисты не могут даже сформулировать интересующие их вопросы, а иногда мы просто беседовали о международной политике. Говорить с ним, автором многих серьезных книг и публикаций, очень интересно. И я всякий раз убеждался, насколько тонко он разбирается в геополитике, политике и в секретах дипломатии.
Когда он, с перерывом, дважды был председателем Сената, а я работал редактором журнала “Мысль”, он регулярно присылал мне поздравления на официальном бланке по случаю всех значимых праздников и, конечно, ко Дню журналиста. А в 2017 году в стенах Сената он сам вручил мне знак “За заслуги в развитии печати и информации” Совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ с подписью Валентины Матвиенко, почти единственную мою журналистскую награду за всю карьеру. У меня абсолютно нет никакой тяги к каким-то видимым знакам отличия, а вот знаки внимания я ценю. Всё это я пишу только для того, чтобы читатели поняли, что Токаев доступен и открыт для общения с людьми, особенно с журналистами.
А ведь Токаев работал на всех высочайших постах в нашей республике – министром иностранных дел, государственным секретарем, премьер-министром, председателем Сената и два с половиной года – заместителем Генерального секретаря ООН и генеральным директором Женевского (Европейского) отделения ООН. (Он стал первым представителем Центральной Азии в первой должности и первым представителем всей Азии – во второй.) На последних двух совмещенных должностях он, представитель загадочной и малоизвестной Центральной Азии, к удивлению искушенных европейцев, показал себя умелым политиком, дипломатом и руководителем международного масштаба. (Когда он довольно неожиданно уходил со своего женевского поста, то почти весь коллектив в составе 1 500 сотрудников из 118 стран был искренне огорчен.) И на всех этих должностях он всегда оставался трудолюбивым, скромным и доступным человеком.
Со времени независимости я писал о всех перипетиях казахстанской политики и знал и знаю всех более или менее видных наших политиков.
Он, конечно, связан определенными обязательствами, но в наше время это стало общим правилом, но, увы, только тот политик может достигнуть высшей власти, который опирается на помощь неких финансовых и политических сил, и он, естественно, зависим от них. И еще неизвестно, чья зависимость сильнее.
История показывает, что есть два основных вида преобразования жесткой авторитарной системы в демократическую: революция и… эволюция. Мы знаем, к чему приводили революции.
Токаев – не сторонник революционных или радикальных преобразований, он, как мне представляется, всё проводит планомерным, осторожным и эволюционным путем, но весьма последовательно. И для наших условий это, видимо, самое разумное и рациональное.
Излагая его отличительные черты, как политика, я позволю себе предположить возможные его действия. Я могу ошибаться, но для ясности изложения буду говорить в утвердительном ключе, без многочисленных оговорок, засоряющих текст.
• Он осторожный политик, который, прежде чем приступить к действиям, десять раз обдумает все возможные последствия каждого своего шага.
• Он не связан ни с какими кланами и олигархами. То есть он не будет заниматься трайбализмом и не будет лоббировать чьи-то интересы, что устроит почти все элитарные группировки. Это позволит ему разработать общие “честные правила” для всех. Конечно, “жирные коты”, привыкшие к вседозволенности, поначалу будут недовольны, но отлучение от преференций, давление социума и особенно – влиятельных политиков и остальной части бизнес-сообщества, заинтересованных не только в стабильности, но и в развитии, быстро их образумят и заставят принять эти правила.
• Он хорошо знает, что ждет народ от новой власти: работу, заботу, охрану от произвола чиновников и правоохранителей, справедливости. Поэтому решению острых социальных вопросов и постепенному усмирению чиновников он уделит первостепенное внимание.
• Он не замечен в коррупционных скандалах, что позволит ему планомерно бороться с этой болезнью и значительно очистить от нее наше общество. Здесь ему очень пригодится опыт Сингапура. Самым убедительным средством будет личный пример самого Президента.
• Он не таскает за собой пресловутую “команду”, то есть он свободен в ее выборе и будет проводить объективную и справедливую кадровую политику. То есть начнут работать застопорившиеся социальные лифты, что привлечет нашу многочисленную талантливую молодежь в стране и за рубежом.
• Он в совершенстве владеет 5-ю языками: английским, китайским, французским и, естественно, казахским и русским. То есть он может непосредственно общаться с 4 постоянными членами Совета Безопасности ООН и практически со всеми политиками мира, как правило, знающими один из этих языков. А знание языка облегчает доступ к пониманию истории, политики, дипломатии, культуры и обычаев любого народа. И это укрепляет его на уровне политика международного масштаба.
• Он хорошо знает исполнительную систему и законодательную ветвь власти, то есть внутреннюю политику республики, а во внешнеполитических делах он международно признанный профессионал. Большая сумма его комплексных знаний и опыта позволит ему распутывать огромный клубок наших проблем системным путем.
• Он хорошо знаком с мировым опытом успешных политических и экономических реформ и, будучи крупным государственным деятелем, наверняка долго думал над тем, как с учетом местных условий можно будет творчески применить его. Поэтому у него в столе наверняка хранится комплексная программа по осуществлению насущных реформ в нашей стране.
Конечно, как и у всякого политика, и у него есть свои слабости и недостатки: например, он не привык самостоятельно руководить всем государством, но с этим сталкивается любой новоизбранный лидер, поэтому этот опыт у него появится со временем и достаточно скоро.
Он хорошо освоил материнский язык, но вращался в основном в русскоязычной среде, поэтому недостаточно глубоко знает психологию своего народа. Поэтому ему вначале надо почаще встречаться с казахоязычными собратьями: интеллигенцией, аулчанами и оралманами. С учетом своего интеллекта, знаний и политико-социального опыта он быстро поймет их чаяния, в которых и выражается душа народа. А разумное и скорое удовлетворение жизненных потребностей обездоленной части титульной нации снимет социальное напряжение и мобилизует народ на поддержку реформ.
Кроме того, люди задаются вопросом: а не слишком Касым-Жомарт Кемелевич мягок?
Во-первых, мне кажется, что в мягкой перчатке скрывается достаточно твердая рука, просто до сих пор не было необходимости это демонстрировать. Во-вторых, и в-главных, сие в значительной мере спорно, и на эту тему я хочу поговорить отдельно.
Так уж повелось во всей истории всей Евразии, что здесь часто грубость, давление и даже жестокость принимали за силу, а интеллигентность, внимательность и ученость – за слабость. Это устоявшееся заблуждение – источник самых главных проблем этой части света. Почти всегда за грубостью правителя и начальника скрывались некомпетентность, недостаточная образованность и неумение правильно и рационально руководить. Знающий и умелый начальник руководит не силой голосовых связок, а разумом, что свойственно интеллигентному человеку. Первый подавляет своих подчиненных и превращает их в испуганное стадо, а второй – пробуждает лучшие качества людей, воодушевляет и подвигает коллектив на большие свершения. Поэтому широкие знания, умение слушать людей и настоящая интеллигентность – это мягкая, но большая созидающая сила! Не поняв этого, мы никогда не изменим свою жизнь к лучшему!
Токаев – лидер нового и демократического типа, который, я уверен, правит не силой, принуждением и страхом, а разумом, справедливостью и целесообразностью. Только при таком управлении у нас появится возможность вступить на путь, ведущий в новую эру в нашей истории – эру демократии, расцвета талантов, успешного экономического развития и социальной справедливости. Конечно, ждать этого в ближайшие годы не приходится, но главное – это начать прогрессивные реформы, использовать огромные природные ресурсы на благо всего народа, осуществить национальную мобилизацию на базе социальной справедливости и ускоренное движение в верном направлении, следуя которому, мы достигнем намеченной цели. Чем мы хуже юго-восточных “тигров”, которые на протяжении одного поколения ворвались в ряды самых развитых стран мира, не имея нашей грамотности и десятой доли наших природных богатств?!!
31 января этого года в газете “ДАТ” в статье “Как нам спасти страну, или О науке и искусстве политики” я писал о том, что у нас даже многие чиновники, взвалившие на себя тяжелую политическую ношу, не разбираются в политике, не говоря о других. Несмотря на это, “многие, чувствуя неизбежность перемен, рвутся к власти с горящими глазами и пламенными речами. Они уверяют всех, и даже сами в это верят, что они, придя к власти, тут же решат все тяжелейшие проблемы нашей страны и двинут ее на вершины прогресса… Люди, не имеющие элементарных представлений о политике, у нас рвутся к власти, считая государственное дело очень простым занятием”.
Мы знаем великое множество примеров, в том числе и на постсоветском пространстве, до какого плачевного состояния доводили свои страны политически необразованные руководители.
Сейчас некоторые во Владимире Зеленском увидели некий знак для себя, мол, шоумен, не имеющий абсолютно никакого представления о политике, стал президентом Украины. А мы, хоть немного, “варились” в политике и почему бы и нам не взять власть в своей стране? Пока неизвестно, как киношный “Слуга народа” перевоплотится в реального. Но вот что надо помнить, Михаил Саакашвили, Никол Пашинян и Владимир Зеленский – это порождение более открытых политических систем, с настоящими конкурентными партиями. У всех этих стран имеются влиятельные диаспоры за рубежом, которые влияют на внутриполитические ситуации. А в годы советской власти немало представителей коренных национальностей этих республик входили в состав политической, военной, научной и культурной элит державы. То есть у них были прослойки, прямо или косвенно приобщенные к большой политике, и… сложились определенные политические школы. Поэтому у Зеленского есть выбор среди более или менее опытных политиков. (Это не говоря о Западе, в частности, США, где за “неискушенными” в политике Гарри Трумэном, Рональдом Рейганом и Дональдом Трампом стояли или стоят могущественные политические и финансовые структуры.) Совсем по-другому обстояло в Центральной Азии. В странах этого региона, в частности, у Казахстана, не было влиятельных диаспор в развитых странах, а в советское время их вообще не подпускали к политике, поэтому у них практически не оказалось людей, имеющих представление о серьезной политике.
Государственный корабль – это сложнейшее устройство, для успешного управления которым нужны разносторонние и огромные знания, а также практический опыт внутренней и международной политики. Капитан этого корабля должен хорошо знать подводные течения, господствующие ветры и рифы в мировом океане политики, чтобы благополучно доплыть до намеченной цели.
Никогда в истории мир не был так сложен, противоречив и непредсказуем, как сейчас. И чтобы в нем найти верный путь, скажем прямо, такой слабой и малоопытной стране, как наша, нам нужен руководитель, обладающий еще широкими и глубокими знаниями всемирной истории, геополитики, политики, явных и тайных механизмов власти, экономики, культуры, дипломатии… Очень непросто найти общий язык с тремя гигантами – Россией, Китаем и США, так как у них противоречивые интересы.
Кроме того, перед президентом стоят следующие неотложные задачи внутри страны:
1) развитие промышленности и сельского хозяйства;
2) государственное стимулирование малого и среднего бизнеса и снятие всяческих пут с него, в частности, сокращение надзорных и контролирующих организаций до 8;
3) тщательное изучение договоренностей по нашим природным ресурсам с иностранными компаниями и по возможности пересмотр их в пользу нашей страны; добиться равной оплаты за равный труд наших граждан по сравнению с иностранцами;
4) возрождение науки, образования и здравоохранения;
5) построение социально ориентированной экономики;
6) установление социальной справедливости и раскрытие творческого и созидательного потенциала народа;
7) изменение свода законов и Конституции в сторону демократизации, роспуск старой и формирование новой избирательной системы;
8) постепенный переход к парламентско-президентской системе правления и предоставление больших прав местному самоуправлению;
9) обеспечение свободы СМИ и полная перестройка работы официальных и официозных СМИ;
10) амнистия политических заключенных и осужденных по “странным” делам.
Даже Токаеву, умелому руководителю, опытному политику и тонкому дипломату международного уровня, трудно справиться со всеми этими сложнейшими задачами во внешней политике и с бесчисленными и застарелыми проблемами в своей стране. К тому же на этом новом пути неизбежны ошибки. Однако я уверен, что Токаев все равно справится с ними, собрав вокруг себя лучших людей из тех, что имеются, а чиновники из присущего им чувства самосохранения станут под него подстраиваться, и страна станет постепенно и динамично двигаться вперед.
Сейчас критики все возникающие там и сям огрехи существующей старой системы стараются возложить на Токаева, но пока у него нет полноты власти, особенно в правоохранительных органах, и он один не в состоянии уследить за всем. На всё требуется время, он должен изменить всю государственную систему, чтобы она служила людям и стала саморегулируемой и устраняла былые и нынешние ошибки в автоматическом режиме на каждом из уровней. А то, что он стремится в первую очередь уделять внимание насущным проблемам людей, видно по его действиям за короткий срок правления.
Токаев – демократичный, опытный, грамотный и предсказуемый государственный деятель, и если народ изберет его своим Президентом, то за время уже первой своей каденции он произведет большие демократические и прогрессивные преобразования в нашей стране, и жизнь народа станет намного лучше.
Поэтому я уверен, что Токаев – верный Сын Своей Земли, которому народ может спокойно доверить свою трудную судьбу!!!
Сейдахмет КУТТЫКАДАМ