Русский драматической театр не в первый раз ставит пьесы с участием нечистой силы (например, “Мастер и Маргарита”), но такого сильного воздействия на аудиторию еще не было: зрители ни разу не прервали действие аплодисментами и только по окончании спектакля разразились бурными овациями.
Поставил спектакль российский режиссер Леонид Чигин, известный нашему зрителю по таким интересным работам, как “Охота” Александра Вампилова и “Прощай, овраг…”. Про него в театре говорят: “Чигин – это беспроигрышный вариант”. Действительно, мастер сотворил из знакомого классического материала нечто такое, о чем надо крепко подумать. Ведь сам режиссер за неделю до премьеры еще не знал финала, шел на ощупь, интуитивно прислушиваясь, к чему ведет игра актеров, особенно рассчитывая на главного героя Хому в исполнении молодого Данилы Хомко. Он сказал: “Это похоже на езду в незнаемое, риск, но я прислушиваюсь к его работе, возможно, сам актер нащупает что-то в этом материале, что просмотрел я”. И Данила Хомко “сотворил” невероятное – остался жив (в отличие от гоголевского героя) и влюбился в панночку. Спектакль закончился апофеозом любви.
Но прежде Хома, конечно, настрадался, пережил жуткий страх, поседел. Напомним, что в повести Н. В. Гоголя “Вий” Хома должен был читать молитвы над умершей панночкой, которая слыла в округе ведьмой. Каждую ночь на него обрушивалась разная нечисть, и он держался только благодаря молитвам и очерченному святому кругу. И все-таки он не смог победить страх и в последнюю ночь умер. В спектакле же Хома, пройдя через горнило неведомого, мистического, нереального, столкнувшись лицом к лицу со смертью, из легкомысленного казачка, который не прочь выпить и поиграть в любовь, превратился в мужчину, готового брать на себя ответственность за жизнь свою и своей возлюбленной. “Я придумал свою историю любви, – признался Леонид Чигин. – Мне понравилось обретение Хомой мира. Встретившись с женщиной, не знающей страха смерти, он начинает видеть мир по-другому, обретает другое измерение”.
Актеры буквально выложились, играя роли, художник-оформитель Канат Максутов был на высоте и придумал универсальную декорацию-трансформер, музыка также держала зрителей в напряжении. Есть в спектакле и нечистая сила, и страшилки для прочищения нервов, и танцы, и песни – словом, есть все, что обещает большой успех и будущие аншлаги.
Астана