Номинально владея всеми правами, работники все чаще беззащитны перед работодателем. В советские времена все было просто и понятно: каков бы ни был закон, но он работал.
Теперь, с появлением частного сектора, взаимоотношения «работодатель-работник» резко поменялись в худшую сторону. При том, что условия труда очень часто не соответствуют требованиям, установленным законодательством, работник может быть уволен в любой момент без объяснения причин.
Откат к феодальным отношениям, безусловно, стал возможен фактическому отсутствию со стороны профильного министерства жесткого контроля за ситуацией на рынке труда и занятости. Если раньше любое, даже анонимное сообщение, служило сигналом для проверки, то теперь на это не хватает ни сил, ни средств. Да и механизмы ответственности не стимулируют работодателя следовать букве закона: если и обнаружится ряд фактов нарушения закона «О труде», то можно вполне отделаться небольшим штрафом.
Анализ трудовых отношений, сделанный экспертами, выявил одну характерную деталь: чаще всего закон нарушают иностранные компании. И не потому, что они не знают казахстанских законов (как известно, незнание закона не освобождает от ответственности). Скорее всего, причина кроется в том, что у иностранцев по приезде в нашу страну развивается «синдром стихийности»: в своей стране им вряд ли пришло в голову нарушать законодательство о труде, а тем более, Конституцию, а в Казахстане, как в условиях стихии, «можно все».
Последняя проверка иностранных компаний и предприятий с иностранным участием, проведенная прокуратурой Алматинской области, лишь подтвердила наблюдения экспертов в социальной сфере. Конституция РК гарантирует право граждан на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, на минимальный размер заработной платы. Иностранные топ-менеджеры, наоборот, ничего из перечисленного не гарантируют.
Сегодня минимальный размер заработной платы установлен в размере 5 тысяч тенге. Многие рабочие не получают и этого минимума. Только на одном из предприятий, расположенном в Текели, за 2001-2003 годы экономия на минимальной зарплате составила 1,461 миллиона тенге. 420 граждан получала зарплату ниже установленного размера. В том же ТОО принимали на работу граждан без СИКов (или просто не просили предоставить этот документ в обязательном порядке): удерживая обязательные 10 процентов пенсионных взносов, эти деньги бухгалтерия никуда не перечисляла, а использовала на хозяйственные нужды предприятия: канцелярские скрепки купить, офисные стулья заменить. 70 граждан невольно выступали в качестве спонсоров предприятия, руководство которого не волнует их будущее.
Вопиющие нарушения прав работников не остались без внимания областной прокуратуры: она возбудила дело по статье 148 часть 1 Уголовного кодекса РК. Но этот тот редкий случай, когда нарушение трудового законодательства заканчивается возбуждением уголовного дела (еще неизвестно, будет ли доведено дело до суда), обычно органы прокуратуры в подобных случаях ограничиваются представлениями об устранении нарушений законности.
Очень распространено ущемление прав работников при заключении трудовых договоров, наложении дисциплинарных взысканий. Например, в одном из ТОО, наверное, в качестве устрашения, объявлялись строгие выговоры, не предусмотренные законом. В другом случае для некоторых категорий работников был установлен шестимесячный испытательный срок.
Как выявила прокурорская проверка, имеют место факты не заключения с работниками индивидуальных трудовых договоров, на предприятиях не создаются согласительные комиссии, не заключаются коллективные договора, что лишает работников защиты своих прав во внесудебном порядке. В одном из ТОО, выпускающем безалкогольные напитки, при расторжении индивидуального трудового договора работникам не выплачивались компенсации за неиспользованные ежегодные трудовые отпуска, а во внешне респектабельном акционерном обществе ежедневно количество сверхурочных работ составляет от трех до шести часов. Но это только для осчастливленных работой казахстанских граждан: иностранцы, работающие в АО, вовремя уходят домой. А некоторые работники, опять же, наши соотечественники, привлекались к труду 30 дней в месяц. Наверное, в силу их незаменимости…
Современные технологии, по идее, должны делать труд легким, радостным и поэтичным. Но простым нажатием кнопок здесь не отделаешься, приходится поднимать тяжести, помногу часов стоять на ногах, работать на сквозняке. Например, подъем максимального веса для женщин составляет 7 килограммов, а на деле им приходится поднимать по 20 и более. За рабочую смену переносят по полтонны запросто. При этом заработная плата, прямо скажем, не соответствует трудовым затратам, а молоко, как раньше, за вредную работу уже не выдают. Наверное, именно поэтому в ТОО, выпускающем вкусное печенье, только в прошлом году по собственному желанию уволилось 363 человека, в другом ТОО, где так же работают в основном женщины, ушло 195 человек. Но сумасшедшая текучесть не рассматривается руководством предприятий как трагедия. Менять условия труда они не спешат: рынок рабочей силы сегодня громадный, вместо одного уволившегося еще пять прибегут, только дай знать!
Иностранные предприятия и инвесторы делают вид, что понятия не имеют, что такое охрана труда. Бывали случаи, что производственные травмы списывались на бытовые. Или потерпевшие по результатам внутреннего (незаконного, кстати), расследования, признавались виновными. Таким образом предприятие избегает не только огласки неприятных фактов, но и материальной ответственности перед пострадавшим.
Нарушения санитарно-эпидемиологических норм отмечены почти на всех предприятиях. Только одно перечисление этих нарушений вызывает ощущение апокалипсиса: отсутствует вентиляция, не соответствует температурный режим, не проводится обязательный медицинский осмотр, которые пекут и стряпают…
И что ни иностранное предприятие, то обязательно есть работники-нелегалы. Сами они мешки с мукой не таскают и бетон на морозе не мешают — практически все из инженеров, прорабов, главбухов, которые к казахстанским рабочим приставлены командовать. И уж тут зарплаты сравнивать точно нет смысла.
Если казахстанец получит 200 долларов, то иностранец с такой же квалификацией и выполнявший ту же работу — 1000.
Конечно, в этом материале можно было назвать все предприятия «поименно»: кто, где, как и почему нарушает трудовое законодательство. Но пусть прокуроры тщательно отслеживают эти факты и принимают соответствующие меры реагирования. Для нас же важен один только факт: закон «О труде» не работает.