Проректор предложил… дружбу
– Идея появилась давно, когда я еще учился в университете, – рассказывает создатель сайта. – Сам я учился хорошо, но встречались такие преподаватели, которые требовали взятку ни за что. Окончательно идея сформировалась после того, как у моей девушки и многих друзей требовали суммы, которые они не могли заплатить. “Викиликс” повлиял на меня своим бесстрашием – бросить вызов всему миру!
Пока на сайте http://www.vzyatochnik.info – немного сообщений. Однако его создатель, который называет себя не иначе как мистер Инкогнито, обнадежил:
– Цель проекта – привлечение общественности к проблеме взяточничества в вузах. Также моей целью является тесная связь с органами власти, чтобы жалобы не просто так оставались на сайте, а какая-то работа проводилась бы по проверке тех преподавателей, кто появился в “черном списке”.
– Не боитесь наплыва судебных исков от людей, на которых пожаловались студенты? Ведь жалобы будут в основном анонимные?
– Мой юрист работает над правовыми вопросами работы сайта. Там красными буквами написано, что я не имею никакого отношения к авторам жалоб и моя точка зрения может не совпадать с их мнением.
– Не страшно бороться против системы?
– Проектом уже заинтересовались. Так, проректор одного из вузов Алматы высказал свою поддержку сайту и готовность к тесному сотрудничеству. Он готов предоставлять точную информацию по преподавателю, который “засветится” у нас на сайте. Общественные организации предлагают помощь в предварительной проверке жалоб. Они готовы помочь в этой проверке и доведении сведений до руководства вузов, органов финансовой полиции, прокуратуры.
Студенту проще… дать взятку
В Казахстане работает 144 высших учебных заведения – 55 государственных и 89 частных. В Алматы на сегодняшний день размещается около трети всех вузов – больше сорока.
Причем, по словам некоторых преподавателей, подобная практика на руку в первую очередь самому студенту, который совершенно потерял мотивацию к обучению. Это отчасти подтвердило социологическое исследование, проведенное общественным фондом “Транспаренси Казахстан” при поддержке Центра ОБСЕ в Астане. Опрашивая студентов на предмет уровня восприятия коррупции, эксперты пришли к выводу, что 37,4 процента студентов считают, что желание дать взятку кроется в “откровенном нежелании учить предмет”. Среди преподавателей эту причину назвали 44 процента опрошенных. 22 с лишним процента студентов считают, что к этому побуждает “сложность дисциплины” (среди преподавателей так считает лишь 3 процента) и по 12 процентов опрошенных студентов и преподавателей полагают, что нести взятку побуждают “чрезмерная строгость преподавателя и его предвзятость”. 9 процентов опрошенных студентов сказали, что у них “взятки вымогались”, против 11 процентов опрошенных преподавателей, считающих так же.
Платное обучение как “донорство” для мздоимства
Исполнительный директор общественного фонда “Транспаренси Казахстан” Сергей ЗЛОТНИКОВ, в прошлом сам преподававший в вузе, говорит, что, не решив проблему в корне, бессмысленно гоняться за преподавателями, берущими взятки, если заработная плата составляет 40–50 тысяч тенге: “Нужно для начала сделать прозрачной саму деятельность вузов. Мы не знаем, кому они принадлежат. Куда идут деньги, полученные от студентов за обучение? Другой момент, который наконец надо понять, что вузы – это не бизнес. Сами вузы также не занимаются отбором лучших студентов, как, скажем, это делают на нашей же территории высшие учебные заведения России и зарубежья. После сдачи ЕНТ 30 процентов студентов идут учиться по гранту, остальные 70 процентов с низким уровнем ЕНТ – на платное отделение, сразу же становясь “донорами” для коррупции.
Это настораживает. Доля госзаказа по сравнению с долей услуг, предоставляемых на платной основе, несравнимо мала. Это существенно ограничивает доступ к образованию для социально и финансово незащищенных слоев населения. Во всем мире государственные вузы учат бесплатно, у нас же платные услуги предоставляются в большинстве случаев. Апелляция к Западу, что там все учатся платно, мягко говоря, некорректна. В тех же США доля платы за обучение в бюджетах университетов составляет 20–25 процентов. Другие средства привлекаются за счет научных разработок, патентов, пожертвований, а в государственных вузах – еще и за счет дотаций из бюджета. А в Казахстане налицо прямая зависимость высших учебных заведений – как частных, так и государственных – от платной формы обучения.
Из-за существования такой системы образования и трудно искоренить коррупцию”.
Штрафы должны наказывать, а не имитировать наказание
Президент России Дмитрий Медведев предложил наказывать взяточников рублем. А если точнее – предлагает ввести крупные штрафы за мздоимство. Он внес в Госдуму законопроект. Согласно ему, к примеру, “за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве вводятся штрафы в размере стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не более 500 миллионов рублей (около 14 миллионов долларов по нынешнему курсу)!
Штраф станет альтернативой лишению свободы. Какому наказанию подвергнуть виновного, решать в каждом случае будет суд. Штрафы применяются к взяточникам и взяткодателям и сейчас, но размер их существенно меньше: не выше 200 тысяч рублей…
Бахытжан ТОРЕГОЖИНА уже около трех лет занимается проблемами взяток в вузах. К новому интернет-ресурсу она не имеет никакого отношения, но пообещала помогать собрату по борьбе с коррупцией: “К сожалению, все факты о взяточничестве в вузах к нам поступают анонимно. Эти факты должны проверяться, поскольку оклеветать преподавателя сегодня ничего не стоит. После того как факты подтверждаются, передаем их в вузы, ректорам на их усмотрение. И в этом случае можно говорить пока лишь о моральной стороне вопроса. Хотя как юридическое лицо в случае опубликования проверенных фактов на новом сайте мы можем обращаться с заявлением в правоохранительные органы, чтобы по ним проводились проверки…”.
Секретарша – важный винтик
По словам Бахытжан Торегожиной, после того как многие факты коррупции в вузах были преданы огласке, те, кто берет взятки, стали изощреннее. Если раньше взятки зачастую брали сами преподаватели, то теперь разработан отлаженный механизм: деньги от студентов стали принимать старосты групп, от которых они плавно переходили к лаборантам и секретарям кафедр. Наша собеседница рассказала о случае в одном из вузов Алматы: со студентки последнего курса вымогались 200 тысяч тенге за… диплом и допуск к сдаче трех экзаменов! Студентка, которая поначалу не хотела “светиться”, оформила доверенность на сотрудников общественного фонда “Ар. Рух. Хак”, которые представляли ее интересы. После того как факт получил огласку, выяснилось, что инициатором “денежного” решения вопроса выступала… секретарша.
Как смотреть в глаза?
Мы не могли не поинтересоваться мнением и рядового преподавателя вуза:
– Мне кажется, проблема взяток в вузах надумана. В нашем техническом вузе, по крайней мере, на нашей кафедре я такого не встречал. К тому же я не могу представить, как можно учить студентов после того, как ты возьмешь у них деньги? С какими глазами? В некоторых вузах практикуется, как я ее называю, “антикоррупционная система” повышения зарплаты преподавателям. За разработку методичек, научно-исследовательскую работу со студентами, статьи в журналах, внедрение лабораторных стендов у нас начисляются баллы, которые затем оборачиваются солидной прибавкой к зарплате.
О морали же говорит и создатель сайта мистер Инкогнито:
– Чтобы искоренить коррупцию в вузах, нужно быть более требовательными к приему на работу специалистов, преподавателей. Нужно смотреть не только на их ученую степень и стаж работы, но и на моральную сторону. Ведь они дают знания не только по предметам, они должны быть нам примером в жизни, как мы будем вести себя в дальнейшем. А армия преподавателей-взяточников будет учить еще большую армию студентов, будущих взяточников.
Р.S. Возможно, инициатива по созданию сайта о преподавателях-взяточниках как-то повлияет на наши вузы, которые давно, похоже, забыли про такое понятие, как имидж учебного заведения. Ведь на том же Западе мало кому из руководства вуза придет в голову мысль зарабатывать деньги любой ценой. Для ректора Оксфордского или Гарвардского университета превыше всего – его выпускники, качество их образования и репутация учебного заведения, в которое и спустя 50 лет придут новые студенты.