Режиссер: Майкл Манн.
В ролях: Джонни Депп, Кристиан Бейл, Марион Котильяр, Джейсон Кларк, Билли Крадап, Джованни Рибизи, Бранка Катич, Лили Собески, Стивен Дорфф, Ченинг Татум, Лили Тейлор.
Своими фильмами “Соучастник”, “Полиция Майами” и особенно “Схваткой” режиссер Майкл Манн поставил жанр криминального экшна на новый уровень и заставил говорить о себе, как о законодателе мод. Но и тем самым он вырыл себе небольшую яму: ведь уровень установлен, и его снижение непростительно даже самому Манну. Вот и сейчас в связи с его новой картиной “Джонни Д.” самое упоминаемое слово – разочарование. Кино-то новое, качественное, но практически все приемы – старые.
…Америка, 1933 год. Знаменитый грабитель банков Джон Диллинджер (Депп) живет по принципу “украл – выпил – в тюрьму – сбежал из тюрьмы”. И так по кругу. Полиция практически ничего не может поделать с Диллинджером и его бандой – переезжая из штата в штат, бандиты укрываются от преследования. А Федерального бюро расследований – знаменитого ФБР, имеющего юрисдикцию на всю страну, еще нет. Но это дело времени. Потому что директор пока просто Бюро расследований Эдгар Гувер (Крадап) уже дал поручение своему лучшему агенту Первису (Бейл) сделать все возможное и невозможное, дабы обезвредить Диллинджера, у которого к тому же появилась ахиллесова пята в виде привлекательной Билли Фрешетт (Котильяр).
Как известно, Джон Диллинджер – реально существовавший бандит, провозглашенный Гувером врагом общества №1 (отсюда и оригинальное название фильма). Историю Диллинджера уже несколько раз экранизировали, и тем не менее Манн снова за нее взялся.
Зачем? У меня нет ответа. Диллинджер – личность неоднозначная. Как, например, Бонни и Клайд, он выковал себе образ Робин Гуда, который крадет у богатых и не трогает бедных (в “Джонни Д.” есть посвященный этому эпизод). И, определенно, данную тему можно было бы повернуть необычным образом – за аналогом далеко ходить не надо: недавняя лента “Враг государства №1” с Венсаном Касселем в главной роли о французском Диллинджере Жаке Мерине.
Но после “Джонни Д.” создается такое впечатление, что личность, сущность Диллинджера Манна практически не интересовала. А уж все остальные персонажи и вовсе даны настолько схематично и скоротечно, что еле успеваешь запомнить их имена и с трудом отличаешь одних от других.
У Манна получилась летопись одного года из жизни Джона Диллинджера. Вплоть до смерти в Чикаго от пуль ФБР-овцев. Ощущению не художественного, а скорее полудокументального фильма способствует и непривычное качество картинки, полученное при помощи цифровых камер. Кажется, что действие происходит здесь и сейчас.
Однако при этом достоверной летописи Диллинджера не получилось. Хотя бы потому, что многие факты в “Джонни Д.” искажены (причем сценарий основывался на документальной книге-исследовании жизни врага общества), а отдельные сцены и вовсе выдуманы. В частности, эффектный приход Диллинджера в полицейский участок в Чикаго.
По части экшна Манн также не открыл ничего нового. Перестрелки и погони в “Схватке” смотрелись много эффектнее. Как и в “Полиции Майами”. Мастер повторился. В принципе, нестрашно. Но осадок остался.
Несмотря на отличный состав, актерам тоже разгуляться особо негде. Ну, кроме Деппа, конечно, который, как обычно, на высоте. А вот Кристиана Бейла мало. И антагониста, яркого противника Диллинджера из него не получилось. Как не получилось настоящего противостояния, имевшего место быть между героями Роберта Де Ниро и Аль Пачино все в той же “Схватке”.
Оценка зрителей на сайте www.imdb.com (Internet Movie Database) – 7,5 из 10.
Оценка автора – 7,5 из 10.
Интересный факт
Фильм открывается со сцены преследования и убийства агентом Первисом одного из членов банды Диллинджера по прозвищу Красавчик Флойд. В действительности Флойд погиб через пару месяцев после смерти Диллинджера.