В Курчатове состоялась IX международная конференция “Семипалатинский испытательный полигон: наследие и перспективы развития научно-технического потенциала”, в которой приняли участие представители Казахстана, Японии, России и других стран. Казахстанские ядерщики рассказали о прошлом Семипалатинского полигона и о том, как смогли сделать его полезным стране.
Радиация и химия
– Семипалатинский испытательный ядерный полигон (СИЯП) занимал и продолжает занимать огромную площадь – 18,5 тысячи квадратных километров. Но в первые годы для проведения ядерных испытаний была выделена площадка диаметром около 20 километров, которая получила название “Опытное поле”. Для проведения испытаний здесь построили имитации жилых зданий и фортификационных сооружений в натуральную величину, доставили гражданскую и военную технику. В этих секторах размещались более 1500 животных, по всему периметру расставили измерительную, фото- и киноаппаратуру. И до сих пор на “Опытном поле” остались остатки сооружений, фрагменты некоторых строений, в том числе сохранилась первая в Казахстане станция метро, – пояснил генеральный директор Национального ядерного центра (НЯЦ) РК Эрлан БАТЫРБЕКОВ.
Военным все эти колоссальные затраты на строительство казались оправданными. А как еще выяснить, в каких ситуациях и на каком расстоянии от эпицентра взрыва сможет устоять жилой дом или подземка – стать надежным бомбоубежищем при атомной бомбардировке?
– Именно на “Опытном поле” взорвали первую водородную бомбу и произвели самый мощный наземный ядерный взрыв 1953 года. В целом же на этой испытательной площадке было проведено 116 ядерных взрывов общей мощностью 6800 килотонн, – отметил Эрлан Батырбеков.
Ядерщики отмечают, что рельеф местности полигона больше всего подходил для проведения подземных испытаний. Ядерные взрывные устройства закладывались в горизонтальные или вертикальные штольни. Было осуществлено 131 испытание в скважинах на площадке “Балапан”, а также 209 – в штольнях горного массива Дегелен. Но мало кто знает, что помимо ядерных бомб на Семипалатинском полигоне испытывали другие виды смертоносного оружия.
– На территории полигона, на площадке 4-4А, проводились испытания без взрывов по применению боевых радиоактивных веществ, представляющих собой высокоактивные жидкие растворы, а также испытания с использованием химических взрывчатых веществ. Несложно понять, что каждое испытание приводило к серьезным последствиям как для населения, так и для окружающей природы. Это, действительно, наша национальная трагедия, – подчеркнул глава НЯЦ РК.
Реальная выгода государству
Но сегодня, по словам ученых, полигон может приносить пользу – и потому что помогает избавить другие территории Казахстана от опасных складов с радиоактивными или химическими веществами, и потому что является притягательной для ученых всего мира точкой научных изысканий, и потому что может вернуть людям доказанно безопасные земельные участки.
К примеру, завершен один из самых масштабных проектов – приведена в безопасное состояние площадка “Опытное поле”. Теперь никто не сможет получить доступ к остаткам составляющих ядерного оружия. На других испытательных площадках создана современная система трехуровневой физической защиты.
– Один из примеров реальной пользы государству – полигон промышленных отходов ТОО “Казцинк”, который построили в 2014 году на бывшей испытательной площадке СИЯП “Балапан”. В настоящее время мы обеспечиваем его бесперебойное функционирование. Сегодня к созданию различных хранилищ на территории полигона проявляет интерес ряд других промышленных организаций Казахстана, – отметил Эрлан Батырбеков.
Помимо этого, на полигоне проведена серия уникальных экспериментов, направленная на калибровку мировой сейсмической сети, построена сеть станций мониторинга для контроля ядерных испытаний. Ежегодно в НЯЦ РК регистрируют более 11 тысяч сейсмических событий. И именно казахстанские станции были одними из первых, которые зарегистрировали ядерное испытание в КНДР в сентябре 2017 года.
– В этом году, когда отмечается 30-летие закрытия СИЯП, полностью завершена масштабная работа по исследованию радиологической обстановки полигона. И сейчас мы можем сказать, что знаем всё о его радиоэкологическом статусе, – констатировал Эрлан Батырбеков.
Данное исследование позволит значительно сократить границы ядерного полигона и перевести чистые от радиации земли в хозяйственное использование.
СЕМЕЙ