По такому расчету у первоклашек занятия будут длиться 35 недель, у остальных школьников – 36, и на каникулы дети выйдут в июне, чего никогда не было. Основные аргументы министерства – нововведение позволит сократить количество уроков в день и дать больше времени на изучение сложных тем, а также снизит риск потери части знаний за предыдущий учебный год.
Как отмечали инициаторы предложения ранее, наша страна – одна из тех, где количество недель в учебном году одно из самых маленьких – 34 учебные недели. При этом у нас одни из самых длинных каникул в мире – более 130 дней в году. Для сравнения они привели Израиль с продолжительностью каникул в 84 дня, Южную Корею – 90 дней и Японию – 102 дня. Исследования, на которые сослались авторы предложения, показывают, что дети после продолжительного перерыва забывают 25 процентов изученного материала.
Только вот родителей казахстанских детей эта новость никоим образом не обрадовала. А мнения в Казнете на этот счет таковы, что проблема с успеваемостью таким путем не решится, и менять нужно в первую очередь качество знаний, а не часы преподавания.
Медиа-портал Caravan.kz приводит мнение экспертный среды о том, насколько данное решение Минпросвещения можно назвать рациональным и взвешенным, а в чем, напротив, его явные проколы и недочеты? Насколько оправданны в этой связи негодование и возмущение родителей казахстанских школьников, и какая альтернатива может оказаться наиболее действенной и гуманной по отношению к детям?
Наталья Новосельцева, директор Издательского дома «Кокжиек-Горизонт», кандидат педагогических наук, педагог-мастер:
«Скажите, вот если ваш начальник скажет вам работать на 2 недели больше, причем эти 2 недели он забирает у вашего отпуска, вас обрадует такая новость? Взрослые защищены от такого произвола, а вот дети… Со взрослыми такой фокус не пройдет, Трудовой кодекс не позволит, а вот у детей нет такого кодекса, что министр придумает – то и будет… Поэтому вот такая реакция: родители возмущены, и это возмущение справедливо. Я не удивлюсь, если родители просто не будут следовать новым рамкам окончания учебного года.
Решение не рациональное и явно не взвешенное. Взвешивание – это математическая операция, а с математикой министерство давно не дружит. Последние 3 года приказ о начале учебного года ни разу не попал в нормы пределов четвертей учебного года. А нормы у нас следующие: 1 четверть – 8 недель, 2 четверть – 8 недель, 3 четверть – 10 недель (для 1 класса – 9 недель), 4 четверть – 8 недель. Казалось, чего проще 8-8-10-8: возьмите в руки календарь и посчитайте от 1 сентября ровно 8 недель, потом дайте неделю каникул (или плюс-минус пара дней), потом еще 8 недель, которые должны закончиться до Нового года. Зимние каникулы обычно были 10 дней. Третья четверть всегда заканчивалась перед Наурызом. Четвертая четверть традиционно начиналась 2 апреля, посчитайте 8 недель, – все! Но нет, у министерства очередное «мозго-фонтанирование», и оно росчерком пера вводит несвойственные Казахстану новые рамки четвертей и каникул.
Явный прокол в том, что все типовые учебные программы (между прочим, тоже утвержденные МОН РК!), все учебники, все учебные пособия написаны именно из расчета 8-8-10-8, то есть на 34 недели. Вопрос: что учителя будут давать детям в качестве содержания урока в последние 2 недели? Ведь учебники прошли от корки до корки, покупать какие-то пособия за счет родителей – нельзя, запрещено. Школы и управления образования тоже вряд ли купят какие-то пособия для учеников. Предполагаю, что учителя будут ксерить, раздавать какие-то ксерокопии с заданиями, хотя при цене 100 тенге за 1 лист ксерокопии тоже накладно…
Сократить количество уроков в день – не-воз-мож-но! Это опять математика, с которой министерство на Вы… В типовой программе сказано, например, казахский язык 3 часа в неделю, математика 4 часа в неделю, и т.д. Общее количество часов (уроков) в неделю, например, получается 27. А теперь математика (заметьте, эти вычисления спокойно сделает любой ученик третьего класса!) 27 : 5 (дней в неделе) = 5 уроков ежедневно (и 2 урока – остаток), то есть в какие-то 2 дня будет 6 уроков. Всё, ничего сократить нельзя, потому что сокращение уроков означает невыполнение программы. А невыполнение программы – это уже «криминал» по школьным меркам.
Про «дать больше времени на изучение сложных тем» – тоже детский сад какой-то! А вы, министерство, когда типовые учебные программы подписывали с таким количеством сложных тем и с таким ограничением по времени на их изучение, вы куда, простите, смотрели? Насоздавали проблем, а решать их опять учителя и родители должны?
Нужна ли альтернатива? Надо просто оставить классическое недельное деление: 8-8-10-8 недель по четвертям. Все каникулы будут совпадать со всеми значимыми праздниками Казахстана, учебники дополнительные докупать не надо. А если кто-то из родителей захочет, чтобы после учебного года с ребенком позанимались 2 недели дополнительно, мне кажется , что это можно организовать. Но при этом учитель должен получить денежное вознаграждение по Трудовому кодексу как за переработку».
Василий Шахгулари, кандидат педагогических наук, эксперт ЮНЕСКО по РК:
«Этот вопрос меня, конечно же, тоже интересует. Я читал новости, но знаете – это палка о двух концах. Для того, чтобы продлевать учебный год, нужны какие-то редкие и веские обоснования. К примеру, если они считают, что дети не укладываются в сроки программы, связано ли это с периодами карантина – это, разумеется, понятно. А второй вопрос связан с тем, что психологически дети к концу мая уже перестают учиться. У них такая рефлексия работает, как бы хотели мы или не хотели – они взяли такую привычку друг у друга. Можем не брать в счет, к примеру, 1-4 классы. Средние и старшие звенья и вправду так настроены морально, что к концу мая они, грубо говоря, забивают на учебный процесс.
Немаловажно и то, как будут работать учителя в этот период. Что будет с программой? Тогда нужно будет пересмотреть саму программу обучения. Это будет, условно, как повторение, дополнительные разделы, новые виды взаимодействия, форма организации обучения или что? Если с точки зрения пополнения знаний учащихся, то, естественно, мы – «за». А если это все ради того, чтобы поставить галочку, мол, «мы продлили, у нас все хорошо» – это так не работает.
С другой стороны, в конце учебного года, мы понимаем, насколько влияет климат на поведение детей. Весна и лето, тепло, другие погодные факторы. Можно было бы сделать по-другому, чтоб дети начали заниматься, условно — 25 августа. Все равно первая неделя – организационная. А далее начали бы работать с 1 сентября. В мае можно было бы продлить до конца месяца, до последних чисел, к примеру. Это не сильно бы повлияло на восприятие нововведений обществом. И другой вопрос: чего мы добьемся этими двумя неделями? Это уже тема, касающаяся ответственности.
В принципе, своей точке зрения нужно давать объяснение для общества, для родителей, самих учащихся в том числе, чтобы четко и ясно все поняли, о чем же все-таки идет речь.
Каких-либо критических последствий я в этой связи не вижу, с точки зрения психологического восприятия. К этому все просто будут привыкать. Сначала, конечно, воспринимать в штыки, а потом уже поймут, что с этим ничего не поделаешь. Просто это нужно правильно донести, и тогда, разумеется, последствия будут смягченными и удачными как для образования, так и для того, чтобы обществу было понятно, что это вынужденная и даже полезная мера», — отметил Василий Шахгулари.
Замира Сафиуллина, бывший школьный психолог и педагог:
«В связи с тем, что ранее было принято решение перевести школы на пятидневное обучение, увеличилось количество уроков в день. А это влечет за собой утомляемость. Продуктивность снижается после четвертого-пятого урока. Сильно сказывается усталость, ребенок чаще думает об отдыхе, чем о получении новых знаний. А если в расписании последними уроками стоят такие предметы, как алгебра, геометрия, физика или химия, то учащимся намного труднее сконцентрироваться. Поэтому в этой связи можно сказать, что увеличение учебного года в какой-то степени – понятное решение, и что это поможет хоть немного разгрузить школьников.
Но с другой стороны, возмущение родителей на этом фоне также вполне понятно и оправданно. Второй момент – дети, по факту, уже перестают учиться и что-либо усваивать в последний месяц учебного года, и с этим, на мой взгляд, может возникнуть ряд определенных сложностей. А еще, когда у нас берется ориентир на страны с явно сильнейшим в мире образованием, то большое сомнение вызывает именно избирательность этих взглядов. Почему бы, например, не равняться на самые образованные государства в отношении качества знаний или уровня образования?
В любом случае, на мой взгляд, решение по такому вопросу должно приниматься с учетом всех факторов, возможных рисков и, самое главное, мнения общественности и компетентных экспертов», — подчеркнула Сафиуллина.