— Надир Юсифович, как Вы оцениваете период председательства Казахстана в Шанхайской организации сотрудничества?
— За это время Казахстан провёл плодотворную работу. Об этом свидетельствуют и подписанные документы. Ведь это только кажется, что всё просто. Главы государств собрались, поговорили и подписали. А на самом деле это кропотливая работа, когда каждый документ, каждый пункт, а порой доже каждое слово обсуждается на различных, более низкого, чем саммит глав государств, уровнях, согласуется со всеми членами организации. В этом плане стоит отметить, что чем плодотворней и профессиональней проводится работа председательствующей страны, тем более плавно и без эксцессов проходят саммиты. Что мы и наблюдали в Астане.
— Какие имеются ожидания от председательства в ШОС Китая?
— Будем откровенны, ожидания от председательства Китая даже выше, чем от Казахстана. И это связано со многими составляющими. КНР сегодня не просто одна из региональных или мировых стран, а один из лидеров мировой политической и экономической системы. Пекин задаёт тон во многих организациях, в которых представлен.
Китайская инициатива «Один пояс — один путь» является связующим звеном на огромном пространстве Евразии. Этот проект также связывает большинство стран ШОС. Считаю, что в следующем году Шанхайскую организацию сотрудничества ждут интересные предложения, которые Китай способен проработать, и, самое главное, Пекин в состоянии проспонсировать проекты, инициаторами которых он выступает. А это очень важный аспект в международных экономических отношениях, с точки зрения исполнения межгосударственных проектов.
— Какие перспективы открывает перед участниками ШОС вступление Беларуси в организацию? О чём свидетельствует расширение структуры?
— Начнём со второй части вопроса. Расширение структуры организации, и тот факт, что более десяти государств выражают свою заинтересованность в членстве в ШОС, говорит о том, что организация успешна и участие в ней даёт определенные дивиденды.
Что касается Беларуси, то она сама заинтересована в расширении международного сотрудничества, что в том числе связано с западными санкциями против неё. Беларуси есть чем поделиться с партнёрами. У неё довольно развитая промышленность и сельское хозяйство, высокий потенциал военно-промышленного комплекса. Но есть и отрасли, в которых стране могут помочь партнёры по ШОС.
— В чём, на Ваш взгляд, отличие саммита «ШОС плюс» от предыдущих съездов Шанхайской организации сотрудничества?
— Саммит «ШОС плюс» имеет несколько важных составляющих. Во-первых, странам, заинтересованным в сотрудничестве в рамках организации, дают возможность более тесного сотрудничества и обсуждения насущных проблем, которые возникают. В том числе обсуждаются вопросы, связанные с ускорением процесса сближения. Во-вторых, им посылается сигнал, что процесс вступления может быть ускорен. В-третьих, они уже сегодня могут наладить такой уровень сотрудничества, который будет служить интересам обеих сторон.
— Касым-Жомарт Токаев заявил: «Голос ШОС должен и будет громче звучать на международной арене, продвигая консолидированную позицию по различным проблемам современности. Поэтому весьма актуальным является принятое нами Заявление о принципах добрососедства, доверия и партнёрства». Хотелось бы услышать Ваше мнение о данном документе.
— Это заявление политического характера обусловлено несколькими факторами. Во-первых, современные реалии требуют политической воли для отстаивания экономических интересов, для развития которых изначально была создана организация. Этот тезис подтверждается теми взаимоотношениями, тем отношением, с которым сталкиваются ведущие страны ШОС, в лице России и Китая. Это показывает, что западные страны ради продвижения своих экономических интересов не прочь оказать политическое давление и даже поиграть мускулами. В этом плане важно совместно отстаивать свои интересы. Во-вторых, это заявление подтверждает тезис о том, что взаимоотношения в рамках ШОС поднимаются на более высокий уровень, что можно только приветствовать.
— Президент Казахстана предложил к 80-й годовщине Организации Объединённых Наций, а также 20-летию сотрудничества между ШОС и ООН принять резолюцию Генеральной Ассамблеи в поддержку инициативы «О мировом единстве за справедливый мир, согласие и развитие». Как это отразится на развитии организации и стран-участниц диалоговой площадки?
— Эту инициативу можно оценить в контексте предыдущего пункта. Естественно, что если в ООН примут какой-то документ, реально содействующий развитию этого предложения, то, как сама организация, так и непосредственно Казахстан будут ещё более активно участвовать в этих процессах. Но не стоит забывать о реальном состоянии самой ООН, которая переживает не лучшие времена. О необходимости реформ в Организации Объединённых Наций сегодня не говорит только ленивый. Думаю, что в том числе и этим объясняется кризис в международных отношениях, который мы наблюдаем.
— Выступая на саммите, глава нашего государства обратил внимание на то, что экономический подъём Азии во многом происходит за счёт государств ШОС. На Ваш взгляд, на чём основано это заявление?
— Это заявление основано на существующих реалиях. Достаточно привести всего несколько цифр, чтобы всё стало понятно. Страны ШОС занимают более 65 % территории Евразии, а население – половину мирового народонаселения.
Экономика КНР является второй по номинальному ВВП и первой по паритету покупательной способности, Индия находится по этим показателям на третьем месте, после США. Эти страны, совместно с Россией и Ираном, которые также являются членами ШОС, входят в «космический клуб». Эти страны осуществляют гигантские логистические проекты, за которыми будущее огромного пространства. Не вдаваясь в подробности, могу резюмировать, что только этих фактов уже достаточно, чтобы отметить роль стран-членов ШОС в дальнейшем экономическом подъёме на евразийском пространстве.
— Также президент К. Токаев отметил, что широкие перспективы открывает взаимодействие ШОС с такими интеграционными объединениями, как ЕАЭС, БРИКС и АСЕАН. Каким образом взаимодействие с перечисленными структурами отразится на деятельности Шанхайской организации сотрудничества?
— Дополнительные партнёры – это всегда дополнительные возможности. Причём стоит отметить, что большинство стран ШОС являются активными участниками ЕАЭС и БРИКС. Китай является участником программы АСЕАН +. Я не исключаю, что в дальнейшем возможно максимальное сближение этих организаций, и не только в экономическом плане.
— Как Вы оцениваете инициативы РК, направленные на сохранение экологии?
— Экологические вопросы всё более жёстко стоят перед человечеством. Это тот вопрос, который возможно решить только совместными усилиями. К сожалению, на сегодня есть страны, которые на словах очень много говорят об экологии, но продолжают создавать вызовы для всего человечества. Хорошо, что есть государства и лидеры, которые не только на словах, но и на деле уделяют этому вопросу серьёзное внимание. Одной из таких стран является Казахстан. И думаю, казахстанской делегации будет что сказать и что представить на СОР 29 в Баку, где будут обсуждаться климатические вопросы. По-моему, это тема будет ещё одним направлением, по которому Казахстан и Азербайджан могут успешно продвигать совместные идеи.
— Касым-Жомарт Токаев предложил ввести практику ежегодных встреч молодых лидеров и талантов стран ШОС, расширить сеть университетов ШОС путём включения в него новых учебных заведений партнёров по диалогу, ежегодно увеличивать количество грантов для студентов, особенно по техническим специальностям. Что Вы думаете о данной инициативе?
— Отвечу максимально коротко. Молодёжь – это наше будущее. А значит, уделяя им особое внимание и организовывая их встречи, мы создаём условия для общения и создаём базу для устойчивого развития тех проектов, которые начинают сегодняшние лидеры. Ну и, касаясь образовательных проектов: Учение — свет и вкладывающие в образование производят вклад в будущее.
— В ходе заседания Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества был подписан ряд документов. Какие Вы считаете наиболее важными?
— Как правило, на таких мероприятиях бывают как проходные документы, которые носят протокольный характер, так и документы, призванные обеспечить дальнейшее совместное развитие стран-членов. Среди нынешних документов хотелось бы особо отметить Решение Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества об утверждении Инициативы Шанхайской организации сотрудничества «О мировом единстве за справедливый мир, согласие и развитие»;
Решение Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества о проекте Стратегии развития Шанхайской организации сотрудничества до 2035 года;
Решение Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества об утверждении Программы сотрудничества государств – членов Шанхайской организации сотрудничества в противодействии терроризму, сепаратизму и экстремизму на 2025-2027 годы;
Решение Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества о Плане взаимодействия государств – членов Шанхайской организации сотрудничества по вопросам обеспечения международной информационной безопасности.
Можно было бы в отдельности раскрыть значение и важность каждого из этих документов, но, думаю, названия уже говорят сами за себя.
— По итогам саммита принята Астанинская декларация Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества. В чём выражается значимость документа? Какие перспективы ждут ШОС в период реализации декларации и после?
— В общих чертах указывается, что главы государств заявили о том, что в мировой политике всё чаще используются силовые методы, на этом фоне необходимо повышать роль организации в построении нового миропорядка. А значит, необходимо усиливать политические связи, быть более консолидированными на мировой арене. И, самое главное, важно приступить к выработке таких механизмов, которые позволят усилить роль ШОС на мировой арене. А для этого надо чётче обозначить единство позиций и позволить организации более оперативно и самостоятельно выступать на мировой арене от имени стран-членов. Именно это является тем путем, который позволит усилить влияние ШОС на мировой арене. А удастся ли этого добиться, зависит от стран-членов организации.